Демократы ставят блок
Партия прогресса и «РПР-Парнас» объявили о создании коалиции для участия в региональных выборах 2015 г. и выборах в Госдуму 2016 г. К ним присоединились партии «Демократический выбор» и «Гражданская инициатива», незарегистрированные Партия 5 декабря и Либертарианская партия, а также движения «Открытая Россия» и «Солидарность». «Фактически мы создаем политический блок, который позволяет нам сохранить существующие структуры и избежать долгой, дорогой и опасной юридической возни с формальными объединениями, но дающий возможность решать действительно важный вопрос списков, кандидатов и выдвижений», – сообщил лидер Партии прогресса Алексей Навальный. По его словам, блок планирует на ближайших выборах выдвинуть в ряде регионов объединенные списки, куда попадут «наиболее авторитетные и популярные местные политики и активисты». Сейчас проходят консультации с представителями 11 регионов, сказал «Ведомостям» Михаил Касьянов, и через некоторое время будет определен перечень регионов.
По закону член одной партии не может быть кандидатом от другой. Поэтому перед составлением списка члены других партий просто из них выйдут, поясняет член центрального совета Партии прогресса Леонид Волков: «Это технический вопрос, главное, что мы договорились понятийно». Он подчеркивает, что основную ставку планируется делать именно на партсписки. Но «Демократический выбор» скорее интересуют одномандатные округа, поскольку у партии есть харизматичные региональные активисты, сказал «Ведомостям» ее лидер Владимир Милов, сам он тоже планирует выдвигаться в одномандатном округе, а в создании партсписка готов участвовать, помогая выработать программу. Лидер «Гражданской инициативы» Андрей Нечаев заявил, что объединение оппозиции необходимо и его партия является частью блока, но его подписи нет под этим документом: «Мы боимся, что если оставить только одну партию, то власти приостановят ее регистрацию – поэтому нам надо в 2015 г. попытаться разумно разделить регионы и идти одним списком, но под разными брендами, а на выборах в Госдуму идти под единым брендом».
Право на льготу
По действующему закону «РПР-Парнас» вправе регистрировать кандидатов в Госдуму без сбора подписей, поскольку у партии есть один депутат в Ярославской облдуме. Партия прогресса не имеет права участвовать в выборах, так как, по мнению Минюста, не успела зарегистрировать в срок достаточное количество региональных отделений.
Председатель «Яблока» Сергей Митрохин надеется встретиться с этой коалицией в Госдуме: «Яблоко» к ней не присоединилось, поскольку выступает за создание политической платформы, в том числе на основе негативной оценки экономических реформ 1990-х гг. и национализма. Экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков надеется на более широкую коалицию, куда бы вошли и «Яблоко», и Владимир Рыжков, и бывшие члены «Гражданской платформы»: «Первое, до чего мы должны договориться, – какую страну построить. Главное – положить конец любым формам авторитаризма и диктатуры».
Близкий к Кремлю политолог Константин Костин оценивает шансы коалиции не очень высоко: «И Навальный, и Касьянов представляют узкий спектр среди радикальной либеральной оппозиции. Главное препятствие для них – не какие-то козни со стороны власти, а крайне низкая популярность у граждан». В первую очередь это связано с их риторикой по Олимпиаде и по ситуации на Украине, считает Костин. По его словам, показательными станут местные выборы этого года, поскольку в прошлом году «РПР-Парнас» практически нигде не выдвигал кандидатов.
При наличии политической воли всегда можно не пустить оппозицию на выборы, считает политолог Михаил Виноградов. За последние годы протестное движение демонстрирует единство, если сравнивать с 2000-ми гг., никаких масштабных конфликтов между ними нет – есть только мировоззренческие различия, напоминает эксперт. По его мнению, Навальному необходимо предусмотреть и вариант, когда его в последний момент допустят на выборы, и вариант недопуска.
Политолог Александр Кынев называет решение о коалиции целесообразным: во-первых, оно позволяет минимизировать проблему дефицита организационных и финансовых ресурсов, во-вторых – избежать внутривидовой борьбы, которая наносит обычно самый большой ущерб. Об электоральных перспективах пока сложно что-то говорить, это будет зависеть прежде всего от того, пустят ли оппозицию на выборы, оговаривается эксперт.
Решение о том, кто будет допущен к выборам, все равно будут принимать в Кремле, уверен политолог Федор Крашенинников, оппозицию либо не допустят, либо допустят, но так, чтобы она проиграла. Власть пойдет по жесткому сценарию – изменит закон так, чтобы выдвигаться в Госдуму без сбора подписей можно было при наличии трех или даже пяти мандатов в региональных парламентах, полагает эксперт (сейчас достаточно одного мандата). Подписи же всегда можно забраковать, напоминает Крашенинников, хотя есть и более простой способ – устроить комплексную проверку партии «РПР-Парнас» и доказать, что у них что-то не так.
Степень фальсификата сейчас ограничена даже на выборах, считает политолог Дмитрий Орешкин: «Раньше выборы были идеологическими и идеалистическими, разные системы ценностей представляли Зюганов, Жириновский, Явлинский. Сейчас всю идеологию себе забрал Путин. Но людей волнуют их собственные интересы: люди живут на конкретных территориях и их интересуют проблемы их регионов». По мнению эксперта, блок должен противостоять именно местным властям, пока президент находится «в астрале» с высоким рейтингом.