Тимченко построит «Силу Сибири»

Структура Геннадия Тимченко начала строить «Силу Сибири», не дожидаясь конкурса
Структура Геннадия Тимченко начала строить «Силу Сибири», не дожидаясь конкурса / В.Шарифулин / ТАСС

ЗАО «Стройтрансгаз» (СТГ; 31,5% у Volga Group Геннадия Тимченко) без конкурса получило первый генподряд на строительство линейной части газопровода «Сила Сибири» из России в Китай. Об этом в пятницу сообщил гендиректор «Газпром трансгаз Томск» (выступает заказчиком по проекту) Анатолий Титов на годовом собрании Российского газового общества. Речь идет о строительстве первого участка Чаянда – Ленск протяженностью 208 км. В этом году СТГ уложит первые 70–80 км трубы, сказал Титов. Стоимость контракта «рамочная», она «нарисуется» по мере строительства участка, уточнил топ-менеджер. Когда началось строительство, он не сказал. Представитель СТГ не отвечал на звонки. Представитель «Газпрома» на запрос не ответил.

«Назначение» СТГ подрядчиком по строительству первого участка «Силы Сибири» Титов объяснил необходимостью не сорвать сроки. «Нам пришлось проект переделывать в связи с импортозамещением, мы теперь вынуждены пересматривать основные технические решения, отсюда все полетело», – сказал он. В феврале зампред правления «Газпрома» Андрей Круглов говорил, что доля валютных затрат компании на инвестиционных проектах составляет 21%. «Силу Сибири» на 90–95% планируется строить из российского оборудования, сказал в пятницу Титов. Речь идет о замещении импортных систем связи и телемеханики.

Снова с «Газпромом»

«Стройтрансгаз» основан в 1990 г. Много лет он был основным подрядчиком «Газпрома», среди его акционеров были родственники премьера Виктора Черномырдина и председателя концерна Рема Вяхирева. Лидирующие позиции компания потеряла в 2006 г., когда «Газпром» продал свою долю в «Стройтрансгазе». Новые подряды от «Газпрома» группа получила лишь в 2012 г., купив подрядчика «Аргус пайплайн», который был переименован в ЗАО «Стройтрансгаз».

В дальнейшем работа с подрядчиками станет вестись в плановом порядке на конкурсной основе, заверил Титов. Конкурсы на новые участки линейной части «Силы Сибири» могут пройти уже в апреле и во втором полугодии. Неделю назад в интервью «Ведомостям» начальник департамента по управлению корпоративными затратами «Газпрома» Михаил Сироткин говорил, что «Сила Сибири» будет разбита менее чем на 10 участков, а все конкурсы пройдут до конца года. При этом Сироткин отвергал, что СТГ уже является генподрядчиком: «Он строит очень большие объемы, но сказать, что это основной строитель, наверное, нельзя».

Официальная церемония начала строительства трубы прошла в сентябре прошлого года. Организатором церемонии выступала структура «Стройгазмонтажа» Аркадия Ротенберга. Но после основные заказы стал получать СТГ. В середине сентября он без конкурса получил подряд стоимостью не менее 1,5 млрд руб. на строительство причала на реке Лене для приема грузов для начала освоения Чаяндинского месторождения (ресурсная база «Силы Сибири»). Компания также получила подряд на строительство подъездной дороги к месторождению на 18,5 млрд руб. В марте компания получила еще два подряда – на 2,52 млрд и 1,67 млрд руб., но уже через тендер на строительство новых дорог и обустройство самой Чаянды. Таким образом, портфель заказов СТГ по «Силе Сибири» уже составляет 24,19 млрд руб. Но до сих пор речь шла только о подготовительных работах, а не о строительстве самой трубы.

Протяженность «Силы Сибири» от Чаянды до Китая составит 2136 км, напомнил Титов. Общая стоимость трубопровода оценивается в 770 млрд руб. То есть 360 млн руб. на 1 км. Таким образом, СТГ за строительство участка Чаянда – Ленск может получить почти 75 млрд руб. Сироткин рассказывал, что маржа подрядчиков по «Силе Сибири» может составлять до 20%. То есть СТГ может заработать 15 млрд руб., а подрядчики по всей «Силе Сибири» – 154 млрд руб.

Газопроводы «Газпрома» продолжают дорожать, указывает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Последний крупный проект «Газпрома» в России – «Южный коридор» стоит 295 млн руб. на 1 км, подсчитал он.