Небесплатное, но всепрощение
В среду на совещании с правительством президент Владимир Путин затронул тему амнистии капитала. Тут и выяснилось, что документ об амнистии уже готов: в Госдуму в скором времени будет внесен законопроект о добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов в банках, объявил президенту министр финансов Антон Силуанов. Пройти процедуру амнистии можно будет до конца года, и министр надеется, что законопроект будет целиком принят за два месяца.
Выбран либеральный вариант амнистии, говорят чиновники. Правительство долго колебалось между двумя версиями документа, но во вторник на позднем совещании с чиновниками Путин колебания прекратил – выбрал вариант, как назвал это один из участников совещания, «христианского всепрощения».
По первой версии можно декларировать не все активы – каждый амнистируемый выбирает сам, раскрывать всю структуру собственности или только часть, но под амнистию подпадает лишь раскрытое.
Вторая версия – тотальное декларирование, иначе может быть отлучение от амнистии.
По словам двух чиновников, президент на совещании поддержал более либеральный первый вариант: каждый выбирает сам, какой актив раскрыть.
Силуанов о деталях на встрече не рассказал, однако заметил: в законопроекте содержится принцип добровольности предоставления такой информации.
Правда, прощение будет небесплатным. Вторая развилка правительства – надо или не надо компенсировать ранее возникшие и неуплаченные налоги. Решили, что надо платить, рассказывает один из участников встречи у Путина. В каком размере и за какой период, по-прежнему неизвестно. Но декларационного взноса (Минфин хотел взять 1% активов) не будет.
Отмывание и мошенничество
Осталась еще одна сложная развилка – решить, на какие статьи распространять амнистию, рассказывают чиновники. Возможно, она коснется не только налоговых статей, но и, например, статьи по легализации и мошенничеству, рассказывает один из собеседников «Ведомостей». Договорились принять решение после консультации с FATF – Всемирной организацией по противодействию легализации и отмыванию капитала.
В законопроекте будет также положение о строгой конфиденциальности предоставляемой информации, рассказал Силуанов, на нее будет распространяться режим налоговой тайны, она не может быть использована в разбирательствах, в том числе правоохранительными органами.
Будут внесены поправки в ст. 102 Налогового кодекса (о налоговой тайне) и будет очень жесткая защита – ни один из госорганов ни под каким предлогом не сможет запрашивать и получать эту информацию, рассказывает один из чиновников. Сейчас, если у правоохранителей есть информация, что у налоговиков есть материалы, подтверждающие преступления, они могут сделать выемку этих документов, объясняет партнер юридической компании «Щекин и партнеры» Денис Щекин: «Если будет введен запрет на эту выемку, это будет новый режим – более крутой, чем налоговая тайна».
Выбран вариант, наиболее реалистичный с точки зрения реализации, говорит бизнес-омбудсмен Борис Титов, также сняты требования по документарному подтверждению права на активы. Путин сделал еще один широкий жест – в исполнении закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК), уведомления о которых налогоплательщики должны подать до 1 апреля. Бизнес просил перенести срок подачи уведомлений на 1 января, Минфин предлагал сентябрь 2015 г., Путин согласился, но только на 15 июня.
Все же остальные поправки Минфина, смягчающие закон о КИК, у президента вчера в целом были поддержаны. Речь идет об освобождении от налога по КИК доходов активных холдингов и учредителей безотзывных трастов (учредители не имеют права на управление и распоряжение средствами), объяснил Силуанов.