Минэкономразвития подготовило поправки в закон о контрактной системе

Вводится новый механизм заключения долгосрочных госконтрактов
Требования по локализации иностранного производства остаются неясными
Требования по локализации иностранного производства остаются неясными / Д.Абрамов / Ведомости

Минэкономразвития совместно с Минфином и Мин­промторгом предложило ввести новый механизм заключения долгосрочных госконтрактов. Он позволит заказчикам покупать товары напрямую у производителя – без проведения конкурса.

Такие долгосрочные контракты, со сроком исполнения до семи лет, будут заключаться на основании соглашений о локализации производства. Если предприниматель развивает производство российской продукции, государство будет выкупать его продукцию без торгов, как у единственного поставщика. Это должно стимулировать поставщиков создавать российское производство. Согласно проекту обеспечения для исполнения долгосрочных контрактов не потребуется, а расторжение такого договора допускается только по решению федерального суда.

Вышеописанные меры поддержки российского производителя содержатся в проекте поправок в закон о контрактной системе (44-ФЗ). Минфин проект поддержал, сейчас документ (есть у «Ведомостей») находится на рассмотрении в правительстве, сообщил представитель Минэкономразвития.

Сомнительные госзакупки

1,4 трлн руб. такова, по данным Счетной палаты, общая стоимость сомнительных госзакупок в 2014 г. Всего госзакупок совершено на 23 трлн руб., т. е. каждый пятнадцатый рубль тратился с нарушениями

Предложенная модель носит непрозрачный и коррупционный характер, это может создать необоснованные преференции для предпринимателей и сформирует условия для монополии на поставку товаров для госнужд, считает омбудсмен по закупкам и гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро. Заказчики получат право закупать товары без конкурентных процедур и обеспечения исполнения контракта у единственного поставщика, что ухудшит положение его конкурентов на рынке, рассуждает он: другие производители таких же товаров, чтобы получить право на заключение госконтракта, должны будут участвовать в конкурсе без гарантий на закупку их продукции.

Это ограничит систему госзакупок, но незначительно, возражает Екатерина Смирнова из юридической компании «Яковлев и партнеры», правительство и сейчас может изменить способ закупки в любой момент.

Минэкономразвития пытается привлечь хоть какие-то инвестиции, считает сотрудник нефтяной компании: государство гарантирует, что купит продукцию, но право на закупку не гарантирует спрос. Производители будут привлекать средства на создание производства, а государство через закрытый конкурс сможет выбрать себе другого поставщика, опасается он.

Поощрение производителей не должно проводиться через госзакупки, уверена Анна Золотарева из Института Гайдара, сейчас госзакупки и так осуществляются в основном у российских производителей. Вице-премьер Аркадий Дворкович пояснял, что сейчас по разным предприятиям локализация составляет от 30 до 40%, к 2018 г. она должна дойти до 60–70%.

Требования по локализации иностранного производства остаются неясными, в поправках они не установлены. Есть случаи, когда компании, уже давно локализованные в России, были исключены из списка отечественных производителей без объяснения причин, рассказывает представитель Ассоциации европейского бизнеса, такие ситуации часто встречаются в регионах, на уровне местного регулирования.