В этом году ФРС США, как ожидается, все-таки повысит ставку рефинансирования

Ставка находится на историческом минимуме с конца 2008 года
Джанет Йеллен
Джанет Йеллен / Andrew Harrer / Bloomberg

В этом году Федеральная резервная система (ФРС) США, как ожидается, все-таки повысит ставку рефинансирования – ставка находится на историческом минимуме с конца 2008 г. Комитет по открытым рынкам ФРС предупредил, что повышение произойдет не раньше сентября, но это куда более определенная информация, чем звучавшее прежде предложение «иметь терпение».

У ФРС не должно возникнуть проблем с доходностью краткосрочных облигаций – она вырастет, поскольку тесно привязана к ставке рефинансирования. Но добиться того же от долгосрочных облигаций ФРС будет сложно, что помешает экономике вернуться в нормальное состояние. Загадкой назвал в 2005 г. тогдашний председатель ФРС Алан Гринспэн ситуацию, когда на 17 заседаниях подряд, т. е. полтора года, ФРС повышала ставку, а доходность длинных облигаций не росла или даже снижалась. «Теперь будет загадка 2.0», – предсказывает Эрик Шиллер из Prudential Financial (в управлении $530 млрд).

Где бумаги

Около половины гособлигаций США – у центробанков, в том числе у ФРС, утверждает Стивен Мэйджор из HSBC. На руках иностранных инвесторов – на $6,154 трлн гособлигаций, знает Джонатан Рик из конторы Credit Agricole в Нью-Йорке, за 2014 г. этот показатель вырос на $361 млрд. В 2004 г. у иностранцев было облигаций на $1,849 трлн.

Известно, что доходность долгосрочных бумаг заметно выше, чем краткосрочных, когда в стране здоровая экономика. Тогда банки легко занимают короткие деньги и дают длинные кредиты по более высоким ставкам, что стимулирует рост расходов правительства, компаний и домохозяйств. Сейчас разница в доходности 2- и 10-летних гособлигаций США сократилась: в четверг по 10-летним облигациям было 1,977%, по двухлетним – 0,617%; спрэд составлял 1,36 процентного пункта, тогда как в конце 2013 г. было 2,65 п. п.

Спрэд может уменьшиться и до 0,25 п. п., когда ФРС начнет ужесточать денежную политику, считает Гэри Поллак из нью-йоркской конторы Deutsche Bank, и даже стать отрицательным, если рост экономики США замедлится или ФРС повысит ставку слишком быстро.

Загадка, которую предстоит разгадать нынешней председательнице ФРС Джанет Йеллен, сильно отличается от загадки Гринспэна. Процентные ставки по облигациям всех сроков крайне низки, но в других странах ставки еще ниже, и инвесторы всего мира предпочитают гособлигации США. Хороший спрос и так снижает их доходность, а повышение ставки ФРС может еще увеличить спрос, что создаст парадоксальное напряжение.

У ФРС есть несколько вариантов. Во-первых, она может быстрее повышать ставки, если доходность облигаций не будет расти.

Во-вторых, ФРС, у которой на балансе сейчас на $2,4 трлн облигаций США, скупленных за время действия программы легких денег, может эти бумаги просто продать. Инвесторы считают распродажу маловероятной, но исключать ее не хотят – если доходность не будет вести себя так, как нужно ФРС.-

WSJ, 20.03.2015, Алексей Невельский