Как отличить «Инсургента» от «Дивергента»

Главное событие сиквела молодежной антиутопии – новая прическа героини
Зря героиня так волнуется, любимый ведь уже сказал, что ему нравится ее новая стрижка
Зря героиня так волнуется, любимый ведь уже сказал, что ему нравится ее новая стрижка / KINOPOISK.RU

Хочешь изменить мир – начни с себя. Осознав эту простую истину, героиня фильма, проснувшись однажды поутру в идиллической сельской местности, идет в ночнушке на кухню, берет ножницы и решительно обрезает длинные волосы. Девочки поймут: мир никогда не будет прежним.

В предыдущей серии длинные волосы не мешали Трис проходить боевую подготовку, а потом применять полученные навыки в борьбе с тоталитарной системой, разделившей людей на фракции согласно психотипам. Надо напомнить, что фракций в дивном новом мире будет пять: Бесстрашие, Эрудиция, Дружелюбие, Искренность и Самоотречение. Последнюю, к которой принадлежали родители героини, в финале первой серии уничтожили эрудиты, узурпировавшие власть (как самые умные, но не самые справедливые). Однако место пятой колонны пусто не бывает, и в следующей серии в борьбу с режимом вступили изгои, которых выгнали из разных фракций за несоответствие критериям, и дивергенты – разносторонние личности, ни в одну фракцию не влезающие. Такие, как Трис (Шейлин Вудли), с которой должна идентифицировать себя целевая аудитория.

Трудно поспорить, что начинать революцию лучше коротко стриженной. Задорно вихрастой, как бы слегка взлохмаченной в пылу погонь и сражений. Как бы даже с намеком на эротику в трудных бытовых условиях: я упала с сеновала. Но революционная ситуация не дает ответа на вопрос, зачем героиня сделала мелирование. И когда при такой суете успела. Хотя ей, конечно, идет. Вот и любимый одобрил.

Его по-прежнему играет Тео Джеймс, избежавший соблазна отпустить бороду по примеру Че Гевары и в любой ситуации сохраняющий легкую трехдневную небритость.

Трудный возраст

Несмотря на то что первый «Дивергент» заметно уступил по сборам «Сумеркам» и «Голодным играм», франшиза считается одной из самых успешных среди адаптаций литературы в жанре young adult, т. е. ориентированной на аудиторию не только подростковую, но и старше. Возрастные границы young adult значительно варьируются в разных источниках и контекстах. Причем если нижняя граница – 18–20 лет, то верхняя – 24–40 лет. Психологически возраст young adult коррелирует с интимной сферой личности, иначе говоря, очерчен сущностным вопросом: «Могу ли я любить (и быть любимым)?»

Из новых действующих лиц и исполнителей надо отметить Наоми Уоттс, которая ради роли предводительницы изгоев (и матери героя Тео Джеймса) перекрасилась из натуральной блондинки в брюнетку.

Потому что блондинка в фильме уже есть – это Кейт Уинслет, играющая главу фракции эрудитов, отрицательную героиню франшизы, озабоченную укреплением системы и личной власти. Пока в низах крепнет бунтарский дух, она ломает голову над тем, как бы открыть шкатулку, в которой отцы-основатели режима оставили важное послание потомкам. Проблема в том, что ключом к ларчику является сильнейший из дивергентов, догадайтесь кто.

На этом вопросы сюжета можно оставить и перейти к спецэффектам, среди которых и разворачивается по большей части действие картины, срежиссированной уже не Нилом Бёргером, как «Дивергент», а Робертом Швентке, в прошлом испортившим, например, «Жену путешественника во времени» (книгу, в отличие от «Дивергентов», очень хорошую).

Инсургенты, сиречь бунтовщики, живут в руинах, от которых в особенно динамичные моменты отваливаются пиксели. А когда героиня попадает в виртуальную реальность психологических тестов, кто-то, вероятно, просто подкручивает ручку, увеличивая скорость распада. Пиксели начинают разлетаться быстрее и во все стороны, создавая удивительный прецедент, когда спецэффекты в фильме кажутся даже глупее диалогов.

Очевидно, все силы создателей «Инсургента» ушли на парикмахерскую.

В прокате с 19 марта