Как отличить «Инсургента» от «Дивергента»
Главное событие сиквела молодежной антиутопии – новая прическа героиниХочешь изменить мир – начни с себя. Осознав эту простую истину, героиня фильма, проснувшись однажды поутру в идиллической сельской местности, идет в ночнушке на кухню, берет ножницы и решительно обрезает длинные волосы. Девочки поймут: мир никогда не будет прежним.
В предыдущей серии длинные волосы не мешали Трис проходить боевую подготовку, а потом применять полученные навыки в борьбе с тоталитарной системой, разделившей людей на фракции согласно психотипам. Надо напомнить, что фракций в дивном новом мире будет пять: Бесстрашие, Эрудиция, Дружелюбие, Искренность и Самоотречение. Последнюю, к которой принадлежали родители героини, в финале первой серии уничтожили эрудиты, узурпировавшие власть (как самые умные, но не самые справедливые). Однако место пятой колонны пусто не бывает, и в следующей серии в борьбу с режимом вступили изгои, которых выгнали из разных фракций за несоответствие критериям, и дивергенты – разносторонние личности, ни в одну фракцию не влезающие. Такие, как Трис (Шейлин Вудли), с которой должна идентифицировать себя целевая аудитория.
Трудно поспорить, что начинать революцию лучше коротко стриженной. Задорно вихрастой, как бы слегка взлохмаченной в пылу погонь и сражений. Как бы даже с намеком на эротику в трудных бытовых условиях: я упала с сеновала. Но революционная ситуация не дает ответа на вопрос, зачем героиня сделала мелирование. И когда при такой суете успела. Хотя ей, конечно, идет. Вот и любимый одобрил.
Его по-прежнему играет Тео Джеймс, избежавший соблазна отпустить бороду по примеру Че Гевары и в любой ситуации сохраняющий легкую трехдневную небритость.
Трудный возраст
Несмотря на то что первый «Дивергент» заметно уступил по сборам «Сумеркам» и «Голодным играм», франшиза считается одной из самых успешных среди адаптаций литературы в жанре young adult, т. е. ориентированной на аудиторию не только подростковую, но и старше. Возрастные границы young adult значительно варьируются в разных источниках и контекстах. Причем если нижняя граница – 18–20 лет, то верхняя – 24–40 лет. Психологически возраст young adult коррелирует с интимной сферой личности, иначе говоря, очерчен сущностным вопросом: «Могу ли я любить (и быть любимым)?»
Из новых действующих лиц и исполнителей надо отметить Наоми Уоттс, которая ради роли предводительницы изгоев (и матери героя Тео Джеймса) перекрасилась из натуральной блондинки в брюнетку.
Потому что блондинка в фильме уже есть – это Кейт Уинслет, играющая главу фракции эрудитов, отрицательную героиню франшизы, озабоченную укреплением системы и личной власти. Пока в низах крепнет бунтарский дух, она ломает голову над тем, как бы открыть шкатулку, в которой отцы-основатели режима оставили важное послание потомкам. Проблема в том, что ключом к ларчику является сильнейший из дивергентов, догадайтесь кто.
На этом вопросы сюжета можно оставить и перейти к спецэффектам, среди которых и разворачивается по большей части действие картины, срежиссированной уже не Нилом Бёргером, как «Дивергент», а Робертом Швентке, в прошлом испортившим, например, «Жену путешественника во времени» (книгу, в отличие от «Дивергентов», очень хорошую).
Инсургенты, сиречь бунтовщики, живут в руинах, от которых в особенно динамичные моменты отваливаются пиксели. А когда героиня попадает в виртуальную реальность психологических тестов, кто-то, вероятно, просто подкручивает ручку, увеличивая скорость распада. Пиксели начинают разлетаться быстрее и во все стороны, создавая удивительный прецедент, когда спецэффекты в фильме кажутся даже глупее диалогов.
Очевидно, все силы создателей «Инсургента» ушли на парикмахерскую.
В прокате с 19 марта