Сегодня в Минюст будет подано первое заявление об исключении НКО из реестра иностранных агентов
Процедура выхода легкой не будет, уверены экспертыСегодня вступают в силу поправки к закону «О некоммерческих организациях» (НКО), предусматривающие процедуру исключения НКО из реестра организаций, исполняющих функции иностранного агента. Сегодня же утром фонд «Костромской центр поддержки общественных инициатив» подаст в электронную приемную Министерства юстиции заявление об исключении его из реестра на основании этих поправок, рассказал «Ведомостям» председатель правления центра Николай Сорокин (копия заявления есть у «Ведомостей»). Он напоминает, что по закону основанием для исключения из реестра является отсутствие у НКО источников иностранного финансирования или признаков политической деятельности в течение года, предшествовавшего подаче заявления. Костромской центр не получает иностранного финансирования с 2012 г. и не ведет вообще никакой деятельности с осени 2013 г. – после того как организацию оштрафовали на 300 000 руб. за отказ добровольно вступить в ряды иностранных агентов, ее деятельность была приостановлена. «Средств на выплату штрафа у нас нет, да и смысла работать в статусе иностранного агента я не вижу – особенно после того, как государственным органам законодательно стало запрещено сотрудничать с такими организациями», – поясняет Сорокин. Если его организацию исключат из реестра, появится хотя бы смысл собирать деньги для того, чтобы заплатить штраф, добавляет он.
За время вынужденного безделья сотрудники центра занимались защитой своих прав в судах: организация была в числе НКО, оспоривших закон об иностранных агентах в Конституционном суде, ее жалоба также находится на рассмотрении в Европейском суде по правам человека. Теперь же центр намерен первым испытать на себе процедуру исключения из реестра НКО – иностранных агентов.
Черная полусотня
По состоянию на 13 марта в размещенном на официальном сайте Минюста реестре организаций, выполняющих функции иностранного агента, значатся 47 НКО. Две из них вошли в реестр добровольно, остальные внесены Минюстом принудительно.
Адвокат костромского центра Рамиль Ахметгалиев напоминает, что сама процедура выхода может занять до трех месяцев: получив заявление, Минюст должен инициировать внеплановую проверку НКО, по итогам которой она либо будет исключена из реестра, либо ей в этом откажут. Но региональное управление Минюста как раз сейчас проверяет костромскую организацию, так что, возможно, это позволит сократить сроки принятия решения, отмечает юрист.
По закону заявление об исключении из реестра иностранных агентов должно быть оформлено по «установленной форме». Однако на сайте Минюста в разделе «Ведение реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента» до сих пор был доступен только бланк заявки о включении в реестр. Ахметгалиев уверен, что это не помешает рассмотрению поданной заявки: основания для отказа в исключении из реестра содержатся в законе и такого пункта, как обращение не по форме, там просто нет, настаивает он.
Пресс-служба Минюста пояснила «Ведомостям», что разработкой формы заявления ведомство займется, как только соответствующие поправки вступят в силу.
Поданное «не по форме» заявление может стать поводом для отказа в исключении из реестра, предупреждает сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц. Речь идет о совершенно новой практике и проверять первых желающих покинуть реестр будут с особым тщанием, уверен он. Кроме того, понятие «политическая деятельность» чрезвычайно расплывчато и может трактоваться как угодно широко: в качестве таковой могут быть восприняты любые публичные выступления организации, даже если она сама при этом никакой активности не демонстрировала. В любом случае процедура исключения из реестра легкой не будет, уверен Мельконьянц.
По данным председателя ассоциации «Агора» Павла Чикова, не менее 10 НКО, включенных в реестр агентов, более года не получают никаких иностранных денег и будут требовать исключения из реестра.
Закон об иностранных агентах действует с ноября 2012 г., но до сегодняшнего дня возможность выхода из реестра вообще не предусматривалась. Поправки, давшие НКО такую возможность, были подготовлены Минюстом и внесены в Госдуму президентом в начале 2015 г.