С 2017 г. регионы смогут брать плату с фур за проезд по местным дорогам

Минтранс уже разработал необходимый законопроект
Большегрузам придется платить за проезд не только на крупных магистралях
Большегрузам придется платить за проезд не только на крупных магистралях / Е. Разумный / Ведомости

Плата за проезд тяжелых фур по региональным дорогам может быть введена уже с 2017 г. Минтранс подготовил необходимые поправки в Бюджетный кодекс, закон об автодорогах и другие акты. Законопроект опубликован на портале regulation.gov.ru.

С 15 ноября этого года фурам массой свыше 12 т придется платить за проезд по федеральным трассам, ориентировочный тариф – 3,75 руб./км. Федеральную систему взимания платы для федеральных трасс готовит к запуску назначенный правительством концессионер – «РТ-инвест транспортные системы», совместное предприятие структуры «Ростеха» и предпринимателя Игоря Ротенберга.

Регионы заинтересовались идеей сбора платы с тяжелых грузовиков, как только началось обсуждение федеральной системы. Их логика такова: чтобы сэкономить на плате за проезд по федеральным трассам, большегрузы будут объезжать их по трассам регионального значения – это усилит нагрузку на региональные дороги, многие из которых и без того в неудовлетворительном состоянии. Поэтому, чтобы регулировать трафик, а также компенсировать ущерб дорогам, надо ввести плату и в регионах по аналогии с федеральной дорожной сетью. Несколько регионов обращались с такими предложениями в Минтранс и Росавтодор еще в 2013 г., например Ленинградская, Калужская, Оренбургская области, Татарстан.

Штраф для дальнобойщика

150000 руб. составит штраф за проезд без перечисления платы для собственника фуры. Повторное нарушение обойдется в 500 000 руб. Угроза высоких штрафов должна отпугнуть недобросовестных водителей, которые решат двигаться с выключенным бортовым устройством или без него, рассчитывает Рос­автодор

Тогда не было законодательной базы – пока взимать плату с фур разрешено только на федеральных трассах. Но Росавтодор сразу предусмотрел в концессионном соглашении с оператором возможность регионов присоединиться к федеральной системе.

Регионы продолжили настаивать на введении платы. Осенью прошлого года на заседании госсовета по автодорогам президент Татарстана Рустам Минниханов снова призвал ввести плату для фур и на региональных дорогах: «Если мы только по федеральным дорогам будем принимать это решение, весь этот транспорт пойдет по региональным дорогам и это будет катастрофа». Президент Владимир Путин к жалобам прислушался и поручил правительству дать регионам право вводить плату для грузовиков на своих дорогах.

Ее размер каждый регион будет определять самостоятельно. Пока не ясно, как умерить аппетиты региональных властей, говорит федеральный чиновник: непонятно, можно ли установить единую планку на федеральном уровне. После введения платы еще и в регионах стоимость перевозок вырастет, это вызовет заметное удорожание перевозимых товаров и осложнит ведение бизнеса, сетовал в ноябре прошлого года гендиректор Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф. Плата с фур может привести к повышению цен на «товары первой необходимости», признает Минтранс в пояснительной записке, но точных оценок инфляционного эффекта не приводит.

Но и оставить регионы без денег нельзя: средств на ремонт и так не хватает, а если фуры после 15 ноября перейдут на региональные дороги, ситуация лишь усугубится, пишет Минтранс. Согласно законопроекту право взимать плату у регионов появится в 2017 г.

До тех пор они будут думать, как организовать у себя ее сбор – скорее всего подготовка и запуск региональных систем взимания платы активно пойдет в 2016–2017 гг., рассуждает федеральный чиновник. Пока не ясно, как это должно работать, говорит другой чиновник, курирующий инфраструктуру: сложно представить такое количество отдельных региональных инвестпроектов. Вряд ли систему захотят запустить вообще все регионы, считает другой чиновник, это актуально для регионов с разветвленной сетью региональных дорог и значительным потоком.

Концепция такова: бортовое устройство федеральной системы должно быть совместимо и с региональными системами. Для остальных элементов системы регион либо ищет собственного оператора, либо договаривается о предоставлении услуг с федеральным оператором. Но конечная форма еще не определена, говорит собеседник «Ведомостей».

Аналогичные системы в Европе покрывают лишь небольшую часть дорог – у водителя должна оставаться альтернатива, говорит один из перевозчиков. К тому же если плата взимается за проезд по отремонтированной федеральной трассе – это одно, а чтобы брать деньги на местных дорогах, следует для начала привести их в порядок, сетует он.