Чиновники поищут способ удешевить вагоны
Снижение цен на вагоны – еще одна мера поддержки отрасли наравне с сокращением производства и стимулированием спросаСегодня премьер Дмитрий Медведев проведет совещание по развитию транспортного машиностроения на Тихвинском вагоностроительном заводе (ТВСЗ, входит в Объединенную вагонную компанию группы ИСТ). Участники совещания предлагают премьеру поручить Минпромторгу, Минэкономразвития, Минфину до 1 мая проанализировать цены на новые вагоны, чтобы разработать меры по их снижению, рассказали два источника, близких к участникам совещания. Представитель Минэкономразвития от комментариев отказался. Его коллеги из Минпромторга и Минфина на вопросы не ответили. Получить комментарии пресс-секретаря премьера Натальи Тимаковой не удалось.
Возможностей для кардинального снижения стоимости вагона нет, если только не снизить цену металла (в 2015 г. он подорожал на треть), говорит источник, близкий к одному из вагоностроительных предприятий. Это единственный способ – в себестоимости вагона на долю металла приходится более 50%, подтверждает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. По его данным, средняя стоимость полувагона (самый массовый вид подвижного состава) – около 1,7 млн руб. Снизить себестоимость вагона можно, если убрать некоторые требования к производству, считают сотрудники двух операторов. Например, требование о хладостойкости металла – это снизит стоимость вагонов до 1 млн руб., говорит один из них. В проекте протокола совещания есть пункт об «усовершенствовании» требований к производству, сказал один из собеседников. Но снижение стоимости вагона не решит проблему окупаемости, предупреждает Бурмистров: при нынешней ставке аренды полувагона (400–450 руб. в сутки) окупить его в течение срока службы (22 года) невозможно. В более выигрышной ситуации производители инновационных вагонов (с нагрузкой на ось 25 т) – их покупатели могут получить скидку с тарифа РЖД и субсидии из бюджета, поясняет эксперт. В бюджете на 2015 г. на субсидии заложено 2,1 млрд руб.
«Условия, в которых вынуждено в течение последних месяцев работать транспортное машиностроение, являются исключительно тяжелыми, создают угрозу банкротства», – писал Медведеву исполнительный директор Объединения производителей железнодорожной техники Николай Лысенко 16 января. Вагоностроительные предприятия загружены примерно на четверть. «Рынок почти исчез», – констатирует источник в окружении владельца крупного завода. Поддержка спроса на вагоны вместе с сокращением мощностей – основные вопросы, которые обсудят на совещании у Медведева, говорят видевшие проект протокола. На прошлой неделе у вице-премьера Аркадия Дворковича уже было решено сократить на 50–70% (до 30 000–40 000 вагонов в год) производство подвижного состава.