Моратория на накопительные пенсионные взносы больше не будет
Правительство принимает решение: ликвидировать их или восстановитьНа этой неделе председатель правительства Дмитрий Медведев обсудит с профильными министерствами судьбу накопительной части пенсии, рассказали «Ведомостям» три чиновника финансово-экономического блока. Двух лет моратория достаточно, правительство решит, сохранять накопительную часть пенсии или перевести ее в добровольную, т. е. ликвидировать.
На совещании по социальным вопросам 18 февраля Медведев поручил Минфину, Минэкономразвития и Минтруду совместно с Пенсионным фондом и при участии Центробанка выработать окончательное решение к 29 апреля (копия протокола есть у «Ведомостей»). Но финальная битва состоится именно на совещании у премьера 18 марта: предстоит определить предварительную позицию правительства, уверяет сотрудник органа, участвующего в подготовке документа. Чиновник другого органа полагает, что решение будет почти окончательным.
Пресс-секретарь премьера Наталия Тимакова отказалась комментировать его рабочий график.
За сохранение накопительной части в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) выступают финансово-экономический блок и ЦБ. Против – социальный блок. Правительство может просто продлевать мораторий каждый год, говорил высокопоставленный чиновник социального блока. Но премьер согласился с аргументом, что держать граждан и бизнес в подвешенном состоянии неэтично, рассказал сотрудник органа, участвующего в подготовке документа. Решение нужно принять до начала бюджетного процесса, а не за неделю до верстки бюджета и больше не менять, заявил замминистра финансов Алексей Моисеев.
Копить или распределять
Минтруд считает распределительную систему более выгодной: права застрахованных лиц растут быстрее, государство гарантирует индексацию не ниже инфляции; в накопительной части гарантирован только номинал взносов, приводил аргументы директор департамента Минтруда Игнат Игнатьев на Пенсионном конгрессе, накопительные взносы не потратить на выплату текущих пенсий, что увеличивает дефицит Пенсионного фонда. Накопления должны быть добровольными и Минтруд предлагает варианты: со взносами работника, с софинансированием государства, говорит чиновник социального блока.
Такая альтернатива – миф: без обязательных накоплений не будет и добровольных, заявил первый зампред ЦБ Сергей Швецов: «Наивно рассчитывать, что культура зародится без конкретных примеров.
Должны выйти на пенсию пенсионеры, которые накопили и которые будут жить явно лучше, чем те, которые не копили». За все время работы программы софинансирования пенсий в ней приняли участие 6,1 млн человек, за шесть лет они внесли всего 40 млрд руб., крайне небольшие деньги, считает он.
Результаты негосударственной накопительной системы тоже говорят о непопулярности добровольных накоплений. Одна из причин – постоянное изменение правил в пенсионной системе. «Пять раз [за 15 лет] изменить правила игры – вы найдите сейчас человека, который вам добровольно из своего кармана деньги принесет. Мы таких нашли 1,5 млн человек за 20 лет, еще за 5 млн человек это делают работодатели», – говорит президент Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов.
Заплатят если что
Стоимость чистых активов, которые приобретены на пенсионные накопления, на конец 2014 г. составила 3,1 трлн руб. при номинальных обязательствах в 2,2 трлн руб., говорит чиновник финансово-экономического блока: «Если прямо завтра расплачиваться со всеми застрахованными, денег хватит: накопительная составляющая зарабатывает сама, а устойчивость распределительной зависит от текущих взносов».
В России накопительная часть уже добровольна: желающие копить граждане должны сообщить об этом в ПФР. По данным ЦБ, о таком желании заявили 30,5 млн граждан России, или 55% от числа работающих. Государство дало четкий сигнал на добровольный выбор гражданами порядка формирования своих накоплений, говорится в письме НАПФ Минфину (есть у «Ведомостей»), отмена накопительного компонента может быть воспринята ими как прямой обман. Несмотря на замораживание накоплений, в 2014 г. 2,3 млн человек подали заявления на перевод накоплений из ПФР в НПФ, желающих вернуться в ПФР было в 10 раз меньше.
Замораживание накопительных взносов было обусловлено непрозрачностью системы управления НПФ, которая будет преодолена после акционирования и включения в систему гарантирования, напомнил Швецов: «Мы это сделали – соответственно, государству нужно выполнять вторую часть [обещаний]». По его словам, в систему гарантирования вступили 24 НПФ, под управлением которых находится 84% пенсионных накоплений, у остальных НПФ есть время до конца года. Даже при консервативном инвестировании и несмотря на два кризиса НПФ (без учета государственного Внешэкономбанка) получили накопленную доходность выше инфляции, сказал Швецов: «Это выдающийся результат».
Солидарные риски
Считается, что баллы в распределительной системе дают гражданину больше, потому что индексируются по инфляции, но за этим управленческим решением не стоит экономики, говорит Швецов: «Это те же гособязательства, просто не оформленные как ОФЗ. Государство способно обслуживать свои обязательства, исходя из наличия или отсутствия у него источников для этого».
Перевод накопительной части в распределительную пропорционально увеличивает обязательства государства. Из-за ухудшения демографии – выходящее на рынок труда поколение 1990-х гг. почти в 1,5 раза меньше поколения 1950-х – расходы на пенсии будут расти. По расчетам Экономической экспертной группы, к 2050 г. придется либо повышать тариф взносов до 70%, либо распределить на пенсии дополнительно 10% ВВП, либо сокращать обязательства.
Пока выбран способ занижения обязательств. Порог облагаемых взносами зарплат ежегодно увеличивается на темп роста зарплат, которые, за исключением периода кризисов 2009 г. и, по прогнозам, 2015 г., растут выше инфляции – а баллы индексируются по инфляции; сама же стоимость балла зависит от размера трансфера в ПФР и суммы баллов всех застрахованных в конкретном году. Это противоречит базовым положениям ОПС, цель которого – компенсация не роста цен, а заработка, нарушает принцип равенства прав застрахованных и дифференциацию пенсий в зависимости от продолжительности и качества трудовой деятельности, говорится в заключении Счетной палаты. В новой пенсионной формуле права работающих пенсионеров занижены втрое, а с 2016 г. решено отменить пенсию тем из них, чей годовой заработок больше 1 млн руб. Сокращена и сама индексация: из нового закона о пенсиях, действующего с 2015 г., исчез пункт о дополнительной индексации, если цены за квартал выросли на 6% и больше (за январь – февраль 2015 г. – на 6,2%).
Соотношение средней пенсии к средней зарплате будет снижаться, фиксирует Счетная палата: с 35,2% в 2013 г. до 32,3% в 2017 г. К 2030 г. это соотношение снизится до 20–22%, подсчитывал Центр стратегических разработок. С 2005 г. размер назначаемых пенсий ежегодно уменьшается, говорит чиновник финансово-экономического блока, объясняя это влиянием 1990-х. Пенсионеры составляют около 40% активного электората, так что правительство будет вынуждено увеличивать трансферт, т. е. перераспределять средства на потребление за счет ресурсов на развитие, предупреждал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
Не нужно изобретать велосипеда, предупреждает директор департамента ЦБ Филипп Габуния: «Если государству интересна и система длинных денег, и инструмент, позволяющий сбалансировать пенсионную систему, накопительный элемент неизбежен».
По расчетам Минфина, изъятие накопительной части пенсии будет стоить экономике потери 0,3 п. п. роста – трети и так скромных потенциальных темпов (см. статью на стр. 04). Сегодня Россия существенно ограничена в привлечении долгосрочных инвестиций, и НПФ – источник, который должен обеспечить стабильность российского рынка, считает Швецов. Около 40% новых выпусков корпоративных облигаций финансируется за счет НПФ, указал он: «Это якорные инвесторы: при турбулентности на рынке они не сбрасывают портфели. Лишая себя этого ресурса, замыкая потоки инвестиций на государство, мы, к сожалению, придем к деградации российского финансового рынка».