ЦБ: Российская экономика перейдет от спада к долгой стагнации
Дно экономика пройдет в I квартале 2016 годаЦентробанк ожидает двух лет рецессии: в 2015 г. экономика сократится на 3,5–4%, в 2016 г. – еще на 1–1,6%. Обновленный прогноз на 2015–2017 гг. предполагает сохранение ограничения для России доступа на рынки капитала, умеренный рост цен на нефть с $50–55/барр. в этом году до $70–75/барр. в 2017 г.
Начавшийся в январе спад экономики перевесил инфляционные риски – ЦБ снизил ставку с 15 до 14%. Ситуация в экономике сама станет антиинфляционным фактором. Курс рубля, двукратное падение которого спровоцировало инфляционный всплеск, будет колебаться в зависимости от цены нефти, но повторение ее спада в прошлогодних масштабах нереально и однонаправленного движения курса уже не наблюдается, отметила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. ЦБ ожидает, что в годовом выражении инфляция может расти до середины года, отражая уже произошедшие шоки, к концу года составит 12–14%, в 2016 г. – 5,5–7,5%, в 2017 г. – 3–5%. При отсутствии новых угроз продолжит снижаться и ставка, пообещала Набиуллина, – если не помешают инфляционные ожидания, а также правительство в случае ускоренной индексации тарифов, зарплат и повышения госрасходов.
Прошедшая девальвация приведет к резкому падению импорта – ЦБ увеличил прогноз его сокращения в 2015 г. с 10 до 30%. Профицит текущего счета составит $64 млрд, что, по оценке ЦБ, сопоставимо с чистыми выплатами по внешнему долгу. С учетом готовности ЦБ предоставить в кредит $50 млрд из резервов прогнозируемый отток капитала в $100–110 млрд может быть профинансирован без существенного влияния на курс рубля, сказала Набиуллина.
Стресс-сценарий
В рисковом сценарии ЦБ предполагает сохранение цены нефти в $40–45 все три года. Экономика продолжит «адаптироваться» через курс: в 2016 г. импорт в сравнении с 2014 г. сократится почти вдвое. Спад ВВП будет сильнее, но один год; в 2016 г. экономика выйдет в ноль и в 2017 г. вырастет на 2–2,5%.
Чистый экспорт останется на два года единственным источником роста экономики, но не сможет перекрыть спада потребления (более чем на 5% за два года) и инвестиций (более 10%). Валовое накопление капитала в 2015 г. может сократиться почти на 40% за счет снижения запасов. Дно экономика пройдет в I квартале 2016 г., прогнозирует ЦБ, после чего поквартальный рост возобновится. Кризис будет более затяжным, чем прошлый, когда поквартальный рост возобновился уже во II квартале 2009 г.
Отыграть двухлетнее падение экономика сможет уже в 2017 г., рост может превысить 6%, ожидает ЦБ. Такой отскок ЦБ объясняет повышением цены нефти, ростом несырьевого экспорта, выходом на азиатские рынки капитала и влиянием низких внутренних ставок, благодаря которым рост кредита с менее 10% и денежной массы с 2–7% в 2015–2016 гг. ускорится до 20–25%.
В прогнозе ЦБ учитывает формирование «новых источников инвестиций», в том числе в инфраструктуру из средств ФНБ, но расчет прежде всего на частные источники, пояснила Набиуллина: «Один из ключевых ресурсов частных инвестиций – пенсионные накопления. Сохранение накопительного элемента пенсионной системы критически важно для поддержания долгосрочного экономического роста».
Вместе с тем переход нефтяных цен на более низкий уровень и длительная инвестиционная пауза приведут к снижению потенциальных темпов роста с нынешних 2% до около 1%, говорится в докладе ЦБ (до кризиса 2009 г. – 4,5%). Для развивающейся экономики это фактически отсутствие потенциала роста. На первый план снова выйдут структурные причины кризиса, преодолеть их можно повышением производительности труда и изменением структуры экономики, а для этого нужны инвестиции. Необходимы улучшение предпринимательского климата, эффективности госмонополий, качества госуправления, развитие инфраструктуры, перечислила Набиуллина: «Только в этом случае можно обеспечить устойчивый на длинном горизонте экономический рост».
Прогноз ЦБ на 2015 г. близок к варианту правительства, заметила Набиуллина. На 2016 г. Минэкономразвития прогноз пока не обновляло. Большинство экспертов тоже прогнозируют два года рецессии, отличаются только масштабы спада. Без новых шоков спад в 2017 г. закончится, согласен с ЦБ директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский. Но скачок на 6% непонятен, удивляется он: даже после более глубокого падения в 2009 г. рост был меньше. В 2017 г. не появится ничего нового, чего не было бы сейчас, считает он. Конкурентоспособность несырьевого экспорта – это вопрос курса, а после минимума в этом году он скорее, наоборот, начнет укрепляться, отношения с азиатскими рынками тоже вряд ли изменятся. За ближайшие два года спад, по его оценкам, может составить около 9%, а в дальнейшем наиболее вероятен нулевой рост либо в пределах 1%.