Профсоюз завода Ford Sollers объявил забастовку

Рабочие требуют увеличения компенсаций в случае сокращения, роста зарплат, оплаты простоя производства
Забастовка на заводе Ford во Всеволожске в 2007 году
Забастовка на заводе Ford во Всеволожске в 2007 году / В.Жернов / ИТАР-ТАСС

На заводе Ford Sollers во Всеволожске 16 марта с 8.30 запланирована бессрочная забастовка, сообщил представитель первичной профсоюзной организации (ППО) «Форд» Артем Яшенков. Будет остановлено все производство до тех пор, пока руководство не пойдет на переговоры, сказал он. Количество участников забастовки Яшенков не называет, но говорит, что на нее выйдет «большинство работников завода». В ППО числится, по оценке Яшенкова, 650 человек.

Профсоюз требует компенсации в размере от 4 до 18 зарплат в зависимости от стажа при сокращении, повышения заработной платы в 2015 г. на уровень инфляции, оплаты простоя производства в размере средней зарплаты, а не в две трети от нее, как это предусмотрено законодательством. По словам Яшенкова, за последний год зарплата сотрудников упала на 40% – в среднем до 30 000 руб. «28 февраля закончилось действие коллективного договора на предприятии, мы сейчас ведем переговоры по изменению нового договора с учетом наших требований», – добавляет он. На заводе кроме ППО действует ячейка Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА) численностью 100 человек, говорит его представитель. «Мы планируем поддержать забастовку и добиться остановки производства», – сообщил представитель МПРА. Количество возможных участников забастовки он не называет.

Руководство завода уведомлено о планах профсоюза, подтвердила представитель СП Ford Sollers. По ее словам, сейчас предприятие работает четыре дня в неделю, заработная плата сотрудников осталась на уровне 2014 г. Численность работников – 1500 человек, сокращений не планируется (в 2014 г. по соглашению сторон были уволены 700 человек). В ближайшие дни на заводе будет запущена сборка новой модели Mondeo, в III квартале 2015 г. – обновленного Ford Focus.

Ford Sollers c июня 2014 г. перешел на односменный режим работы, он простаивал с 9 по 15 апреля и с 21 апреля по 8 июня. В этом году на заводе были продлены новогодние каникулы до 19 января. Остановка производства во время кризиса – это по меньшей мере неэффективно и говорит о том, что ее инициаторы не понимают экономики предприятия, считает источник на предприятии: «Это простой, за который можно не платить работникам». Среди требований забастовщиков есть абсурдные пункты, например раскрытие зарплат всех сотрудников завода и выплаты в 18 окладов при сокращении, добавляет он. Такие требования не соберут поддержки большинства рабочих и забастовка не продержится больше дня, уверен он. Работодатель может не выплачивать сотрудникам зарплату за время их участия в забастовке, за исключением тех, кто занят выполнением обязательного минимума работ, подтверждает юрист петербургского офиса Castrеn & Snellman Антон Алифанов.

Ford Sollers

Производитель автомобилей
Акционеры – Ford (50%), «Соллерс» (50%). выручка (данные «Соллерса», 1-е полугодие 2014 г.) – 25,5 млрд руб. чистый убыток – 3,4 млрд руб.

Момент для забастовки выбран удачно, считает начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский: «Новый Mondeo уже анонсирован – заказы будут поступать на завод, где уже смонтирована вся оснастка. Если предприятие не будет работать, никто не станет переносить производство на другой завод концерна – легче договориться». Каждый день забастовки, по его оценке, приводит к потере 25 млн руб. возможной выручки.

На заводе во Всеволожске производят Ford Mondeo и Ford Focus. По данным АЕБ, в 2014 г. продажи Ford Focus упали на 58% по сравнению с 2013 г., Ford Mondeo – на 47%. Продажи автомобилей Ford в России в феврале 2015 г. упали на 77,8% до 1399 автомобилей по сравнению с февралем 2014 г. Падение продаж на петербургские модели можно объяснить тем, что потребитель, готовый купить Focus или Mondeo, просто откладывает покупку до выхода новой модели в этом году, считает гендиректор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. Модели Ford в лидерах по росту стоимости среди автомобилей в России – в среднем они подорожали за последние три месяца на 30%, добавляет он. В 2014 г. завод во Всеволожске выпустил 30 000 машин (по оценке «Auto-Dealer-СПб», это четверть от мощности), в этом году производство при нынешнем модельном ряде может сократиться до 20 000 автомобилей, прогнозирует Чаплыгин. Представитель завода производство и загрузку мощностей не комментирует.