Картины Игоря Вулоха погружают в созерцание

Выставка шестидесятника-формалиста открылась в фонде «Екатерина»
У картин Вулоха нет сюжета – только название
У картин Вулоха нет сюжета – только название / Е.Разумный / Ведомости

Выставка называется «Репатриация» – показанные на ней работы в 90-е гг. оказались в Германии у галериста Сергея Попова. Фонду творческого наследия Игоря Вулоха удалось вернуть картины, как гордо написано в материалах выставки, «в Россию», т. е. наследникам. Поскольку им, а не государству, которому до Вулоха дела никогда не было, и принадлежат показанные картины.

История юридических мытарств прибавляет выставке сюжет, который картинам Вулоха совершенно чужд. Художника интересовала только сама живопись, ее возможность быть искусством без повествования.

Фактура краски и холста, взаимосвязь цветов, минимум изображения – картины на этой выставке не говорят. Просто «Зима» холодно-голубая, «Пейзаж» состоит из неопределенных форм, а «Интерьер», наоборот, четко разграничен, а «Экстерьер» не понятно, почему так называется.

Все работы на выставке красивы, тихи и склоняют к созерцанию и медитации. К размышлению побуждает и небольшой фильм, где художник говорит о сути творчества и его загадке. Прекрасна и цитата, вынесенная из него на стену: «Все покупается и все продается – ты можешь не участвовать в этой купле-продаже. Надо выходить из нее, пока ты жив». А дальше: «Искусство я отношу к товару, который жизненно необходим; оно протянет тебе руки, когда ты захочешь броситься вниз». Искусство помогло Вулоху выжить, теперь его картины – товар.