Автопроизводители просят пересмотреть госконтракты

Из-за девальвации и удорожания комплектующих себестоимость законтрактованной ранее техники выросла
Продажи муниципалитетам новых автобусов по старым ценам не поддержат экономику группы ГАЗ
Продажи муниципалитетам новых автобусов по старым ценам не поддержат экономику группы ГАЗ / С.Николаев / Ведомости

У автопроизводителей могут возникнуть проблемы с выполнением контрактов с органами власти и госструктурами, заключенных до резкой девальвации рубля в ноябре – декабре, предупреждает совладелец и президент UC Rusal, владелец группы ГАЗ Олег Дерипаска. Цены на технику, зафиксированные в этих контрактах, сейчас не актуальны, в том числе из-за существенного удорожания материалов и комплектующих, объясняет он. По каким контрактам компания хотела бы пересмотреть условия – не известно. Эта проблема касается некоторых госконтрактов по всему модельному ряду, но наиболее остро – долгосрочных контрактов на автобусы, пояснил представитель группы ГАЗ. Назвать конкретные контракты он отказался.

Автопром в кризисе

В 2014 г. продажи легковых автомобилей в стране упали на 10,3% до 2,49 млн шт., LCV – на 15% до 140 000 шт., грузовиков – на 21% до 88 000 шт., автобусов – на 25% до 11 000 шт., гласят данные «Автостата». Подстраиваясь под снижающийся спрос, заводы корректируют производственный график. К примеру, на ГАЗе, пиковая загрузка которого предполагает работу в три смены, сейчас работают в одну смену, рассказал Дерипаска.

О такой же проблеме говорит и человек, близкий к «Камазу»: из-за удорожания комплектующих, произошедшего вслед за девальвацией рубля и удорожанием заемных средств, завод ведет переговоры о пересмотре условий некоторых госконтрактов. Подробности он не раскрыл. Представитель «Камаза» от комментариев отказался. Пересмотреть госконтракты можно благодаря постановлению правительства от 6 марта 2015 г. В нем оговариваются правила внесения изменений в завершающиеся в 2015 г. контракты по соглашению сторон. Документ в качестве антикризисной меры будет действовать до 1 января 2016 г. Представитель ГАЗа на вопрос, воспользуется ли компания этой возможностью, ответил: «Мы не можем изменить условия данных контрактов, поэтому вопрос об их рентабельности остается открытым», отказавшись от дополнительных пояснений. Возможно, заказчики не готовы на изменение условий, или же, например, госконтракты группы ГАЗ завершаются позже 2015 г., комментирует партнер King & Spalding Илья Рачков.

«Уралтрансмаш» (входит в «Уралвагонзавод», УВЗ) хочет пересмотреть контракт 2013 г. с правительством Москвы на поставку трамваев, рассказал «Ведомостям» человек, близкий к корпорации. Из 120 трамваев (по цене примерно 70 млн руб. за 1 шт.) поставлена половина, а по остальной части завод хочет предложить сократить количество техники или повысить цены, знает он. Продолжение выполнения контракта по прежней цене убыточно, это может парализовать предприятие, предупреждает собеседник.

Люди, близкие к «АвтоВАЗу» и Scania, говорят, что для них вопрос не актуален, так как доля госзаказа незначительна. «Соллерс», по словам его представителя, участвует в конкурсах на поставку машин для госнужд, но эти контракты исполняются в течение одного-двух месяцев. Поэтому риски, связанные с изменением себестоимости, не возникают, подчеркивает он.

Себестоимость выпуска машин в России растет – неудивительно, что заводы просят изменить условия госконтрактов, комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Среди автопроизводителей за I квартал еще никто не отчитывался, но с начала года только металлопрокат подорожал до 45%. Шансы, что государство пойдет навстречу автопроизводителям, велики – в России запрещены госзакупки импортной техники плюс государство поддерживает автопром, считает он.