Правозащитникам, посетившим подозреваемых в убийстве Немцова, грозят уголовным делом

Их подозревают в воспрепятствовании предварительному следствию
I.Sekretarev
I.Sekretarev / AP

Член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы журналист Ева Меркачева опубликовала в «Московском комсомольце» интервью с содержащимся в сизо «Лефортово» Зауром Дадаевым. В нем арестованный по подозрению в убийстве Бориса Немцова Дадаев сообщил, что признался в этом преступлении из-за угроз правоохранителей и не считает себя виновным. Вслед за этим Следственный комитет выпустил пресс-релиз о том, что посещение Дадаева членами ОНК было «организовано исключительно для выяснения условий его содержания» и интерес правозащитников к уголовному делу нарушает закон. Поэтому Меркачеву и другого члена ОНК, члена президентского Совета по правам человека Андрея Бабушкина в ближайшее время допросят с целью выяснения мотивов, а их действия, по мнению СКР, подпадают под ч. 2 ст. 294 УК (воспрепятствование предварительному следствию, штраф до 80 000 руб. или обязательные работы до 240 часов).

В «Лефортово» члены комиссии посетили содержащихся в сизо по прежним жалобам, по просьбе ОНК Сахалина проверили губернатора Александра Хорошавина, а также побывали у подозреваемых в убийстве Немцова, поскольку на горячую линию московской комиссии поступали звонки, что при их задержании использовались недозволенные методы, говорит Меркачева. Никакие вопросы, не касающиеся защиты прав человека, не задавались, уверяет она: «Поскольку они сами показали синяки и ссадины, мы не могли не спросить, откуда они появились». Претензии следствия Меркачева считает абсурдными и опасается, что этот случай в дальнейшем могут использовать для запрета на посещение сизо правозащитниками.

«Предупреждение о недопустимости вмешательства в ход расследования – это нелепость, попытка оказать на нас давление. Хотя, когда мы общались с представителями СКР по телефону, они сказали, что просто хотят нас опросить», – говорит Бабушкин, который вчера ожидал визита следователей. По его словам, надо проводить проверку, как проходило задержание Дадаева, поскольку на его теле предположительно есть следы пыток. По словам председателя ОНК Москвы Антона Цветкова, при вчерашнем посещении арестованных убедительных доказательств применения к ним пыток обнаружено не было, а действия Меркачевой и Бабушкина комиссия обсудит.

В ОНК Москвы много журналистов, которые неоднократно посещали сразу после задержания арестованных по резонансным делам и публиковали об этом статьи, говорит сотрудник органов прокуратуры. С учетом политической важности дела Немцова эта практика и вызвала впервые подобную реакцию СКР, говорит собеседник «Ведомостей», – дело настолько острое, что неизвестно даже точное количество задержанных по нему.