ФАС хочет следить за товарными знаками

Служба предлагает накладывать оборотные штрафы за регистрацию бренда, который уже используется бизнесом
Руководитель ФАС Игорь Артемьев
Руководитель ФАС Игорь Артемьев / Е.Разумный / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает распространить действие антимонопольного законодательства на бренды. Ведомство подготовило проект поправок в четвертый антимонопольный пакет (изменения в закон о защите конкуренции), одобренный Госдумой в первом чтении. Документ (копия есть у «Ведомостей») отправлен на межведомственное согласование, сообщил представитель ФАС.

Поправки закрепляют сложившуюся судебную практику, говорит Пузыревский. Прецедент создал в 2006 г. Высший арбитражный суд (ВАС) по делу о товарном знаке «Красный корень». Дело возбудило алтайское управление ФАС, и в итоге ВАС признал регистрацию знака компанией «Эвалар» недобросовестной конкуренцией и аннулировал ее из-за того, что бренд уже использовался другими предпринимателями. После этого практика действительно складывалась в пользу ФАС (см. врез), признает партнер Goltsblat BLP Елена Трусова. Но были и другие решения, спорит гендиректор юридической компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков, поэтому поправки нужно одобрить.

Руководитель ФАС Игорь Артемьев

Поправки приравнивают использование чужого товарного знака к антимонопольному нарушению, говорит начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский, и позволяют ФАС накладывать за это нарушение оборотный штраф (от 1 до 15% от выручки на данном рынке). Инициатива не отменяет антимонопольный иммунитет для интеллектуальной собственности и касается только брендов, подчеркивает Пузыревский. Если компания регистрирует на себя уже использующийся бренд (принцип преждепользования), то она ограничивает конкуренцию, объясняет Пузыревский. Другим способом неконкурентных действий он считает регистрацию бренда, схожего с уже использующимся.

Разная практика

В 2012 г. «Красный Октябрь» заявил о нарушении антимонопольного законодательства компанией «Оркла брендс Россия», выпускавшей шоколад «Аленка». Но комиссия ФАС не согласилась с тем, что использование исторической этикетки шоколада «Аленка» содержит признаки недобросовестной конкуренции, рассказывает Пузыревский. А вот выпуск продукции с измененной этикеткой «Крупская Аленка» ФАС признала незаконным, говорит он.

Минэкономразвития не поддержало проект, говорит его представитель. Недобросовестной конкуренцией ФАС называет использование товарного знака, который может ослабить коммерческую ценность другого бренда, отмечает он. Но такое ограничение, напротив, может ослабить конкуренцию брендов и ударить по предпринимателям, опасается он. Штрафы будут грозить всем компаниям, развивающим собственные бренды, предупреждает Трусова. Члены РСПП дали отрицательные отзывы на инициативу ФАС, говорит президент РСПП Александр Шохин.

Принцип преждепользования для товарных знаков уже зафиксирован в Гражданском кодексе, отмечает представитель «Деловой России»: Роспатент не должен регистрировать уже использующиеся бренды или схожие с существующими. Можно подать возражения в Роспатент и в суд на регистрацию бренда, отмечает директор центра мониторинга законодательства РСПП Ирина Котелевская. Штраф за незаконное использование товарного знака составляет от 100 000 до 5 млн руб. Представитель Роспатента от комментариев отказался.

Жалобы на недобросовестную конкуренцию брендов поступают и в ФАС, рассказывает Пузыревский, служба вынуждена реагировать. ФАС не устанавливает новых запретов, а лишь пытается расширить свои полномочия и ввести оборотные штрафы за уже существующие нарушения, говорит представитель Минэкономразвития. Суть конкуренции и заключается в соперничестве брендов, а ФАС предлагает ее фактически устранить, отмечает член рабочей группы по развитию конкуренции экспертного совета при правительстве Алексей Ульянов.