Госзаказчики смогут требовать от поставщиков локализовать производство в России
Президент поручил ускорить разработку механизмаВчера президент Владимир Путин поручил ускорить разработку поправок в закон о контрактной системе, позволяющих госорганам требовать от участников закупок локализовать производство. Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил разработать механизм к середине марта, рассказали два чиновника.
Поправки в закон о контрактной системе с требованиями о локализации Минэкономразвития уже разработало. По ним такой контракт должен заключаться на срок от трех до семи лет, а его стоимость должна превышать 10 млрд руб. Степень локализации, которую вправе требовать ведомства, в проекте не указана.
Законопроект еще дорабатывается, говорит представитель Минэкономразвития. Будут ли установлены требования по степени локализации, он не уточняет. Важно установить единые критерии расчета локализации, отмечает директор департамента Минпромторга Сергей Колдаев, иначе регионы будут конкурировать за инвесторов, снижая требования к локализации до минимума. К середине года министерство разработает критерии оценки локализации для каждой отрасли, добавил он. Представитель Шувалова от комментариев отказался.
Поручение Путин дал после обращения мэра Москвы Сергея Собянина, сообщил «Интерфаксу» источник в финансово-экономическом блоке правительства. Необходимо учесть московский опыт конкурса на поставку 768 вагонов для метро на 130,9 млрд руб., цитирует «Интерфакс» письмо Собянина. Конкурс в 2014 г. включал требование по локализации производства вагонов на 70% к 2018 г. Так как госорганы были не вправе предъявлять такое требование, заказчиком был ГУП «Московский метрополитен».
Интерес к контракту проявляли несколько международных консорциумов, но в результате заявку подал только «Трансмашхолдинг» (принадлежит Андрею Бокареву и Искандеру Махмудову), который снизил максимальную цену на 2,3 млрд руб. Консорциумы Bombardier и «Уралвагонзавода», «Синары» и CAF подали жалобы в ФАС в том числе из-за требований о локализации. ФАС нашла нарушения (не связаны с локализацией), но конкурс не отменила. В 2015 г. правительство Москвы планировало объявить конкурс на поставку свыше 700 вагонов метро на сумму до 130 млрд руб. В пресс-службе департамента транспорта Москвы на запрос «Ведомостей» не ответили.
Эксперимент Москвы нельзя назвать удачным: цена была снижена незначительно, а в конкурсе приняла участие лишь одна компания, указывает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Инициатива хорошая, но открывает простор для коррупции, предупреждает он: чиновники смогут описывать требования к локализации под аффилированные компании.