Прямые импортные поставки ритейлеров за прошлый год выросли почти на 10%, несмотря на эмбарго

Такие данные приводят аналитики Infoline
М.Стулов
М.Стулов / Ведомости

Если фрукты и овощи в силу сезонности быстро заместить нельзя, то по молочной продукции можно говорить об импортозамещении, отмечает замруководителя Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. Например, «Ашан» вынужденно отказался от поставок европейских сыров и теперь в сети, по словам ее представителя Марии Курносовой, более 70% представленных сыров российского производства. Так, «Ашан» вывел на федеральный уровень некоторых региональных поставщиков молочной продукции – в частности, из Ростова-на-Дону и Воронежа. Кроме того, из-за резкой девальвации рубля преимуществом российских производителей по сравнению с их коллегами из Аргентины, Сербии, Уругвая, Швейцарии стала и цена, отмечает Курносова. Импорт непродовольственных товаров, по ее словам, пока не претерпел изменений.

Крупнейшие продовольственные ритейлеры нарастили прямой (самостоятельный) импорт товаров в 2014 г. на 9,7% до $2,37 млрд, несмотря на введенный в августе запрет на поставки в Россию основных продуктов питания из ряда западных стран. Такие данные представили «Ведомостям» аналитики Infoline, изучившие таможенную статистику семи крупнейших продуктовых сетей: «Магнита», X5 Retail, «Ашана», «Дикси», Metro Cash & Carry, «Ленты» и «О’кей». По словам гендиректора Infoline Михаила Бурмистрова, в натуральном выражении импорт тоже вырос – примерно на 10%. Основными странами-поставщиками для прямых импортеров, как и год назад, остались Китай, Турция и Эквадор.

На продовольствие приходится основная часть собственного импорта сетей, при этом на фрукты и овощи – около половины всех их зарубежных поставок (44,4%), говорит Бурмистров. Только на бананы приходится 10,4% всех поставок прямого импорта: семь крупнейших ритейлеров ввезли за прошлый год бананов на $247,7 млн (+8,8% к 2013 г., подробнее см. график).

М.Стулов

Крупнейший российский ритейлер «Магнит» начал самостоятельно ввозить товары в Россию около пяти лет назад и к середине 2014 г. попал в десятку крупнейших поставщиков зарубежных товаров в страну. На своем сайте «Магнит» называет себя крупнейшим импортером продовольствия в России. За 2014 г. он ввез в Россию товаров на 10,3% больше, чем в 2013 г., – $1,38 млрд, или более половины поставок семи крупнейших ритейлеров, пишет Infoline (подробнее см. таблицу).

М.Стулов

В IV квартале, однако, поставки из-за рубежа сократили все представленные выше сети, в том числе из топ-3: «Магнит» – на 10,2%, «Дикси» – на 26,3%, «Ашан» – на 22,8%. Так, «Дикси» в конце 2014 г. наряду с сокращением самостоятельных закупок в Европе некоторые овощи (огурцы, помидоры, кабачки, салаты) стала закупать у российских поставщиков, а импортные фрукты (груши, яблоки, виноград) – у российских посредников, говорит представитель компании Анастасия Орлова. Финдиректор «Магнита» Хачатур Помбухчан отмечает и физическое сокращение объемов зарубежной продукции в ноябре и декабре. Восстановления прошлогодних объемов в ближайшее время Орлова из «Дикси» не ожидает: в феврале – марте заканчивается запас отечественного корнеплода и до нового урожая сеть будет закупать импортные овощи через российских поставщиков, а не напрямую за границей.

А вот X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») к концу 2014 г., напротив, нарастила импорт, свидетельствуют данные Infoline. Если с начала года до ноября ее прямые поставки сокращались в денежном выражении почти каждый месяц, то в ноябре они выросли на 17,4%, в декабре – на 122% год к году. Причина – сеть решила избавиться от посредников, чтобы удержать конкурентные цены на фрукты и овощи до нового урожая 2015 г., объяснил представитель X5.

Некоторые гипермаркеты (например, «Лента»), напротив, начали менять ассортимент непродовольственного импорта, отмечает Бурмистров. По его наблюдениям, сеть активно меняет ассортимент таких товаров: убирает те, что хуже продаются, например бытовую технику и др., стараясь приблизить ассортимент к товарам для дома. «Лента» самостоятельно ввозит не только продовольствие, подтверждает представитель ритейлера: сеть импортирует также цветы, одежду, обувь, игрушки. В конце 2014 г. она сократила импорт мужской и женской одежды и расширила ассортимент товаров для сада, дома и игрушек, добавил он.

В подготовке статьи участвовала Мария Кунле