Чемезову и Ротенбергу потребовались дешевые деньги ЦБ

Газпромбанк может получить рефинансирование на взимание платы с грузовиков
Эксперты предполагают, что проект «Ростеха» и Игоря Ротенберга не в полной мере отвечает критериям программы дешевых денег ЦБ
Эксперты предполагают, что проект «Ростеха» и Игоря Ротенберга не в полной мере отвечает критериям программы дешевых денег ЦБ / С. Портер / Ведомости

Как стало известно «Ведомостям», на дешевые деньги ЦБ может появиться еще один влиятельный претендент. На участие в программе решил подать заявку Газпромбанк – он хочет из них финансировать создание системы взимания платы с тяжелых грузовиков, которую правительство поручило создать структуре «Ростеха» и Игоря Ротенберга – «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, см. врез). Об этом «Ведомостям» рассказали федеральный чиновник и сотрудники двух компаний, участвующих в переговорах о финансировании проекта.

РТИТС без конкурса заключила концессионное соглашение с Росавтодором в сентябре прошлого года. РТИТС должна к 15 ноября этого года подготовить систему к запуску: разработать программное обеспечение, произвести и распространить бортовые устройства для грузовиков, установить контрольные рамки и создать центр обработки данных. Все это компания должна сделать на свои и заемные средства. Росавтодор оценивал капитальные затраты на создание системы в 25,6 млрд руб., говорится в презентации проекта, размещенной на сайте ведомства. Государство оплатит систему в рассрочку: РТИТС будет получать по 10,6 млрд руб. в год, чтобы вернуть инвестиции с доходностью, а также покрыть затраты на эксплуатацию. Все собранные с тяжелых грузовиков деньги РТИТС передаст в дорожный фонд, прогноз – порядка 50 млрд руб. в год, именно эти сборы и позволят государству расплатиться с концессионером.

Кому деньги ЦБ

РТИТС создана для работы над системой взимания платы с тяжелых грузовиков. 49,99% компании принадлежит «РТ-инвесту», инвестфонду «Ростеха», 25,01% – «Ростеху», 25% в ноябре прошлого года приобрел Игорь Ротенберг. Газпромбанк входил в консорциум «Оптима плюс», подававший заявку на концессионный конкурс по системе взимания платы, но конкурс не был проведен. За «Оптимой» стояли Ротенберги, сообщал РБК и подтверждали источники «Ведомостей».

В марте РТИТС должна договориться с банками о финансировании. Переговоры идут непросто. «Наши банки – не буду называть – не готовы пока финансировать проект на приемлемых условиях», – сетовал в феврале замруководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов (цитата по «Интерфаксу»). РТИТС ведет переговоры с Газпромбанком, знают три человека, близкие к РТИТС и Газпромбанку.

Газпромбанк предлагал запредельно высокие ставки, но был согласен снизить их в обмен на долю в РТИТС, объясняют два собеседника «Ведомостей». Окончательного соглашения еще нет, но, чтобы обеспечить фондирование на приемлемых условиях, Газпромбанк может подать заявку на участие в государственной программе поддержки проектного финансирования, рассказали федеральный чиновник и сотрудники двух компаний, участвующих в переговорах.

Эта программа действует с осени прошлого года. Отобранные Минэкономразвития банки (в их числе и Газпромбанк) могут получить рефинансирование в ЦБ под инвестпроекты по ставке 9%, чтобы кредитовать проект конечного заемщика максимум под 11,5% годовых, т. е. на 3,5 процентного пункта ниже действующей ключевой ставки ЦБ. Но есть ограничения: общая стоимость проекта не может превышать 20 млрд руб. и не менее 20% компания должна профинансировать из собственных средств. К тому же проект должен отвечать основным направлениям деятельности правительства и осуществляться в одном из приоритетных секторов экономики. Решение о соответствии приоритетам принимает специальная межведомственная комиссия.

Транспортная инфраструктура и телекоммуникации согласно правилам отбора проектов причислены к приоритетным секторам, но стоимость системы взимания платы выше разрешенных 20 млрд руб. Возможно, проект может быть разделен, чтобы вписаться в требования программы к предельной стоимости и профинансировать по низкой ставке хотя бы часть, рассуждает федеральный чиновник.

«Мы пока не знакомы с такой заявкой», – сообщил представитель Минэкономразвития.

«Мы продолжаем вести переговоры с различными банками, в том числе с Газпромбанком», – сказал представитель РТИТС: конкретные договоренности пока не достигнуты. Представитель Газпромбанка не ответил на запрос «Ведомостей».

Сейчас первоочередная задача – обеспечить финансовое закрытие (договориться с банками о выделении денег. – «Ведомости») концессионного соглашения, отмечает представитель РТИТС. «В дальнейшем мы будем стремиться оптимизировать стоимость финансирования, чтобы сократить издержки. Меры государственной поддержки – один из возможных инструментов», – прокомментировал он возможность участия в программе поддержки проектного финансирования.

Деньги по новой программе дешевых денег уже получили ВТБ – на запуск оператора Tele2 в Москве (сумма кредита – 16 млрд руб.) и Россельхозбанк – на две птицефабрики (13,2 млрд). Лимит ЦБ на такое рефинансирование – пока всего 50 млрд руб. Регулятор объявлял, что готов увеличить его до 100 млрд руб., но сроки не называл.

Претендентов на дешевые средства набралось уже сверх лимита: будут рассматриваться еще 30 проектов на сумму свыше 80 млрд руб., говорил министр экономического развития Алексей Улюкаев. На прошлой неделе стало известно о желании «Роснефти» и «Газпром нефти» также получить дешевое фондирование по этой программе: нефтегазовые госкомпании предложили увеличить лимит на стоимость одного проекта с 20 млрд до 100 млрд руб. и разрешить кредитовать проекты нефтегазового сектора.

По замыслу Минэкономразвития программа должна была помочь запустить поток средних проектов в приоритетных отраслях.

Партнер ФБК Игорь Николаев говорит, что с точки зрения мультипликативности проект не отвечает необходимым критериям. Программа ЦБ предназначена для проектов, которые направлены на формирование инфраструктуры и стимулируют дополнительные инвестиции, объясняет он, а этот проект предназначен только для сбора дополнительных налогов.