«Нижнекамскшина» постарается вернуть потерянные 3,6% российского рынка

В этом году компания увеличит выпуск легковых и легкогрузовых шин на 19,1 % до 10,6 млн штук
М.Стулов/ Ведомости

«Нижнекамскшина» (входит в шинный комплекс «Татнефти») в этом году выпустит 10,6 млн легковых и легкогрузовых радиальных шин в 2015 г., это на 19,1% больше, чем в 2014 г., сообщила пресс-служба компании со ссылкой на исполнительного директора Радия Бурганова. Фактический выпуск продукции «Нижнекамскшины» в 2014 г. составил 8,9 млн шин, из них легковых – 7,6 млн, остальные – легкогрузовые, говорит представитель компании.

«Нижнекамскшина» выпускает автомобильные шины марок Kama, Kama euro, Viatti. По данным компании, на ее предприятиях сделана каждая третья российская шина, в 2014 г. генеральный дистрибутор «Нижнекамскшины» торговый дом «Кама» продал шин Viatti на 70% больше, чем годом раньше; продажи на вторичном рынке увеличились в 2,2 раза, экспортные поставки – в 2,4 раза. «Нижнекамскшина» поставляет продукцию на «АвтоВАЗ», «GM-АвтоВАЗ», «Соллерс», «Фольксваген груп рус» и др.

Импортозамещение

Производители шин в 2015 г. планируют поэтапно повысить цены в России на 15–20% в зависимости от темпов девальвации рубля в течение года, прогнозируют в финской Nokian Tyres, пишет «Автостат». Nokian Tyres отмечает, что в 2014 г. продажи шин класса А и B в России упали, по предварительным оценкам, на 3–5%, а продажи Nokian Tyres в России упали на 33%. Объем производства на Воронежском шинном заводе, входящем в СП госкорпорации «Ростех» и Pirelli, в 2014 г. вырос на 74% до 1,3 млн шин, планируемый объем производства на 2015 г. – 1,9 млн шин (+46%).

Российский шинный рынок просел в прошлом году на 12–15%, ссылается на слова директора ООО «УК «Татнефть-нефтехим» Анвара Вахитова «Нефтяная газета» (корпоративное издание «Татнефти»). По его словам, в этом году из-за ослабления курса рубля себестоимость шинной продукции вырастет в среднем на 20–30%, а потребление шин сократится на 15–20%.

В прошлом году отечественные производители шин по сравнению с 2013 г. снизили их выпуск на 4,5% до 26,9 млн шт., говорится в последнем квартальном отчете «Нижнекамскшины». Доля нижнекамской компании в IV квартале среди отечественных производителей шин снизилась на 3,6% по сравнению с сентябрем – декабрем 2013 г. и составила 33%. За этот период увеличилась доля российских шинных заводов в составе группы «Амтел-Фредештайн» – на 2,7% до 26,7%, сказано в отчете.

Аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов считает планы «Нижнекамскшины» "умеренно оптимистичными". По его прогнозу, падение продаж на рынке новых автомобилей может составить 30%, а если «экономика принципиально не улучшится», замедление ждет и вторичный авторынок, на котором пока реализуется отложенный спрос и деньги еще есть. С учетом трендов в экономике потребители будут покупать меньше шин высокой ценовой категории и перейдут на экономсегмент, где и работает «Нижнекамскшина», говорит Юминов. У их основного конкурента – «Кордианта» было расширение мощностей и они оценивают рынок, наоборот, с пессимизмом, знает эксперт. «Кордиант» не ответил на запрос «Ведомостей».

ОАО «Нижнекамскшина»

Акционеры (данные компании на 30.09.2014): ООО «Управляющая Компания «Татнефть-Нефтехим» (52,78%), ООО «Менеджмент Плюс» (18,32%), Vulpes Russian Opportunities Fund (Каймановы острова) (6,48%). Капитализация – 627,8 млн руб. Финансовые показатели (9 месяцев 2014 г.): выручка – 10,2 млрд руб., чистый убыток – 54,5 млн руб.

РРешение «Нижнекамскшины» увеличить производство логично, учитывая рост цен на импортные шины, но значительного рывка ожидать не стоит, полагает директор по развитию QB Finance Маргарита Горшенева. Однако она считает, что компания может вернуть утраченные за год позиции, когда на нее приходилось 36% рынка.

ААналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов оценивает суммарное (включающее импорт и производство) потребление легковых шин в России в 50 млн шт. в год. Он полагает, что в этом году отечественные производители получат шанс забрать долю рынка иностранных компаний и поучаствовать в программе импортозамещения. Благодаря росту курса доллара на 90% импортные шины могут подорожать в полтора раза, тогда как российские – на 20–25%, считает Лукашов.