Нефтяники резко увеличили затраты на железнодорожные перевозки

Они могут частично отказаться от них в пользу морских и трубопроводных перевозок
А.Махонин
А.Махонин / Ведомости

«Роснефть» в своем отчете по МСФО за 2014 г. сообщила о резком росте расходов на транспортировку нефтепродуктов железнодорожным транспортом, в IV квартале они увеличились почти на 30% до 32 млрд руб., а за весь год – на 20% до 114 млрд руб. Увеличение затрат в IV квартале обусловлено ростом железнодорожных тарифов (с августа 2014 г. – на 13,4%) и прекращением навигации, поясняет компания.

Рост затрат на железнодорожную транспортировку в 2014 г. отмечают и другие нефтегазовые компании (квартальные данные они не раскрывают): у «Газпром нефти» они увеличились на 7,7% до 116,1 млрд руб., у «Новатэка» – на 14,4% до 16 млрд руб. Снижение расходов на железнодорожную перевозку (правда, в долларовом выражении) отмечает только «Лукойл» – на 15,6% (до какой суммы, компания не раскрывает). Общие затраты на транспортировку «Лукойл» сократил на 6,3% до $396 млн.

Для нефтяников резкий скачок расходов на железнодорожную транспортировку в 2014 г. повышает актуальность перевода части объемов на более дешевые виды транспорта – трубопроводы, автотранспорт, речные перевозки, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Так, «Газпром нефть» планирует с 2018 г. сократить долю перевозок с Московского НПЗ по железной дороге с 47 до 18%, переключив поставки на трубу, часть поставок на трубу переключит и «Лукойл», говорит эксперт. Представители «Газпром нефти», «Лукойла» и «Новатэка» на вопросы «Ведомостей» не ответили. «Роснефть» в своих материалах указывает, что в 2014 г. намерена увеличить морские перевозки нефтяных грузов в 2 раза до 6 млн т и снизить стоимость транспортировки по железной дороге на 6–7%. Эффект в 2014–2016 гг., по оценке компании, составит 2,7 млрд руб.

«Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть» и «Новатэк» в 2014 г. перевезли на экспорт 95 млн т. Общий объем перевозок нефтяных грузов по железной дороге – 256,5 млн т (на 2,5% больше, чем в 2013 г.), говорится в материалах РЖД.

Сколько монополия в 2014 г. заработала на дополнительной индексации перевозок нефтяных грузов, не известно. Сумма «меньше, чем если бы тарифы были повышены с начала 2014 г.», говорит представитель РЖД. Ранее РЖД рассчитывала, что индексация с начала года принесла бы 16 млрд руб., а с середины – 12 млрд руб.