IT-гиганты раскупают недвижимость Кремниевой долины

Они заранее готовятся к росту числа сотрудников, пока недвижимость не подорожала
David Paul Morris
David Paul Morris / Bloomberg

Крупнейшие компании Кремниевой долины активно покупают недвижимость в расчете на будущий рост своего бизнеса. Об этом сообщает The Wall Street Journal.

Facebook подключился к гонке за недвижимостью одним из последних. В прошлом месяце компания потратила $395 млн на покупку Menlo Park – комплекса складских помещений и офисных зданий в 50 км от Сан-Франциско. «Мы когда-нибудь вырастем и должны быть к этому готовы», – объяснил покупку руководитель направления недвижимости Facebook Джон Тенанес.

Google с 2005 г. потратил на недвижимость $2,5 млрд. В 2014 г. Google заплатил более $1 млрд за 19 объектов в Кремниевой долине. На прошлой неделе компания сообщила о планах строительства нового здания площадью более 230 000 кв. м, которое будет одной из мер поддержки будущего роста Google.

Компания LinkedIn в декабре 2014 г. заплатила $79 млн за небольшой комплекс недвижимости, который она планирует развивать позднее. Предоставляющая бизнес-услуги фирма Salesforce.com Inc. в ноябре 2014 г. решила выплатить $640 млн за 41-этажную башню вблизи двух небоскребов, где сейчас компания арендует офисные помещения.

Такой аппетит компаний к недвижимости говорит об их амбициях. В 2014 г. количество работников Google по всему миру увеличилось на 5800, и сейчас в нем работает 53 600 сотрудников. Персонал Facebook в 2014 г. вырос на 45% до 9199 человек, и ожидается дальнейший рост.

Помимо размещения новых сотрудников покупка недвижимости также позволяет получить ее в собственность до того, как она подорожает, и держаться на расстоянии от конкурентов. «Многие компании растут очень быстро, и на рынках недвижимости Кремниевой долины и Сан-Франциско становится тесно», – признает аналитик рынка офисной недвижимости Green Street Advisors Джед Риген.

Спрос на недвижимость меняет рынок: технологические компании стали зачастую вытеснять девелоперские и инвестиционные компании, которые традиционно контролировали Кремниевую долину. Технологическим компаниям помогают имеющиеся у них в распоряжении средства: они предпочитают покупать здания в собственность и собирать ренту. Растет и средняя цена квадратного фута (около 0,093 кв. м): по данным риэлторского агентства DTZ, в 2009 г. она составляла $190, в 2013 г. – $299, а в 2014 г. достигла $329.

Исключением является компания Apple. Она купила землю в калифорнийском Купертино за $430 млн около пяти лет назад и сейчас строит там штаб-квартиру, которую называют «космическим кораблем Apple».

В случае падения рынка технологические компании рискуют остаться с обесценившейся и невостребованной недвижимостью. Такое уже случалось в эпоху бума доткомов, когда компании из Сан-Франциско и Кремниевой долины торопились закупить впрок площади, планируя экспоненциальный рост. Однако когда интернет-пузырь лопнул, они остались с неликвидными офисными площадями, что сопровождалось резким снижением числа арендаторов.

Использованы материалы WSJ