Металлургам удалось договориться по ценам с автопроизводителями
«Северсталь» и ММК заключили контракты с «АвтоВАЗом», «Камазом», УАЗом и ГАЗомММК и «Северсталь» заключили долгосрочные контракты с «Камазом» и Ульяновским автозаводом (УАЗ, входит в «Соллерс») на год о поставке им автомобильного проката, а с «АвтоВАЗом» договоренность у металлургов есть только на I квартал 2015 г., говорится в справке к антикризисному совещанию у первого вице-премьера Игоря Шувалова по поддержке металлургов и ценам на их продукцию (документ есть у «Ведомостей»).
В документе отмечается, что по контракту с «АвтоВАЗом» у ММК есть понимание и готовность подписать документ о ценах на год. По каким ценам ММК и «Северсталь» договорились с автопроизводителями, в справке не указывается, представители компаний это не говорят, отмечая, что это коммерческая тайна. Договоренности между компаниями по долгосрочным контрактам представители металлургов и автопроизводителей подтверждают.
В справке к совещанию у Шувалова, которая вышла во вторник, отмечается, что никому из компаний не удалось договориться с группой ГАЗ «по причине сложного экономического состояния на предприятиях компании». Представитель ГАЗа отказался комментировать ход переговоров с металлургами. Представитель ММК заявил в среду, что предварительные договоренности с ГАЗом у компании есть, «контракт на стадии оформления».
«Камаз», по словам его представителя, сейчас работает по ранее заключенным контрактам с ММК и «Северсталью». Но он не уточняет, когда они завершатся. По его словам, переговоры с металлургами об условиях новых контрактов продолжаются. Позиция в этих переговорах «Камаза» не раскрывается.
В начале февраля министр промышленности Денис Мантуров возмутился, что металлурги необоснованно повышают цены на свою продукцию. Два источника, близких к участникам совещания, знают, что особые нарекания министерства и Мантурова лично вызвал возможный рост цен на автомобильный прокат. В начале года металлургические компании направили предложения о повышении с февраля-марта 2015 г. цен на продукцию на 25–60%, говорится в протоколе. Предложения получили предприятия транспортного машиностроения, автомобилестроения, строительства. Цены оцинкованного проката, который используется для производства автомобилей, с сентября прошлого года выросли на 25,7% (см. график), следует из данных «Металл-курьера».
Металл подорожал в рублевом выражении из-за девальвации национальной валюты (доллар к рублю вырос в декабре на 25,3%). Цены на железную руду привязаны по экспортному паритету к доллару, а цены на цинк (используется для оцинковки стали) – к ценам на Лондонской бирже металлов. В связи с этим покупательная способность в России упала, а металлургам стало на 25% выгоднее поставлять прокат за рубеж. Минпромторг для смягчения последствий роста цен на металлопродукцию предлагал металлургическим компаниям давать скидки покупателям, ввести экспортные пошлины на металлопродукцию или квотировать экспорт. «Участники встречи согласились, что усиление госрегулирования – не очень хорошая мысль, а экспортные пошлины – не выход», – сообщил представитель секретариата Шувалова.
Долгосрочные контракты на поставки комплектующих – стандартная мировая практика в автопроизводстве, говорит управляющий партнер EURussia Partners Иван Бончев. Длительные контракты на поставки металла не так распространены в мире, поскольку считается, что это базовое сырье и его цена не слишком волатильна, отмечает Бончев. Но российские автопроизводители получат дополнительную стабильность при производстве, если будут установлены долгосрочные цены на автопрокат, говорит он.