Экологический сбор с бытовых отходов может быть отложен
Минфин уже не рассчитывает на 30 млрд рублей от этого сбора в 2015 годуС этого года у компаний, работающих на потребительских рынках, появилась новая обязанность – утилизировать бытовые отходы от своей продукции или уплачивать за мусор экологический сбор. Такие поправки в закон об отходах в конце 2014 г. приняла Госдума. Законопроект, вводящий ответственность производителей и импортеров за мусор, с 2011 г. ждал второго чтения, а прошлой осенью ускорить рассмотрение закона и принять его до конца 2014 г. поручил президент Владимир Путин.
Еще до принятия нового закона Минфин заложил в бюджет на 2015 г. 30 млрд руб. поступлений от нового сбора. Из-за этого получилось, что вместо экологической у нового сбора осталась лишь фискальная цель, сетовал чиновник, участвующий в обсуждении: ведь в идеале поступления должны быть минимальными, поскольку цель нового закона – стимулировать развитие утилизационной отрасли и спрос на ее услуги.
Минприроды никогда не рассматривало экологический сбор как источник пополнения бюджета, подчеркивает представитель министерства Николай Гудков, это в первую очередь норма, мотивирующая бизнес.
Предполагается, что компании могут либо организовать утилизацию отходов за свой счет (т. е. создать собственные мощности или нанять компанию-оператора), либо заплатить экологический сбор. А средства от сбора, поступающие в бюджет, пошли бы на развитие отрасли утилизации – через субсидии регионам или на инвестпроекты. Но Минфин больше не рассчитывает на деньги от экологического сбора, следует из обновленных бюджетных проектировок на 2015 г. (есть у «Ведомостей»).
С учетом сложной макроэкономической ситуации Минприроды еще при подготовке антикризисного плана правительства предлагало перенести срок уплаты экологического сбора, рассказывает Гудков. Такой пункт был в одной из предварительных версий плана среди предложений по снижению издержек бизнеса, но в итоговую редакцию не вошел. Теперь Минприроды совместно с депутатами продолжает отстаивать отсрочку. Думский комитет по природным ресурсам и экологии предложил, «не меняя общую концепцию закона», перенести срок уплаты на 1 января 2017 г., говорится в материалах комитета по бюджету и налогам, который сводил предложения парламентариев к антикризисному плану правительства. Бюджетный комитет инициативу поддерживает, говорит его зампред Глеб Хор.
Бесполезные отходы
Менее 5% бытовых отходов, образующихся в России, используются вторично. По данным Международной финансовой корпорации, площадь средней свалки в России превышает 10 га, на них хранится свыше 30 млрд т отходов.
Перенести введение экологического сбора на 2017 г. можно и без поправок в закон, объясняет Гудков: достаточно прописать в подзаконных актах нулевые нормативы по утилизации на 2015 г. Норматив по утилизации – это доля отходов от продукции, которая подлежит обязательной утилизации. Для различных видов отходов будут свои нормативы, но пока необходимых постановлений правительства нет.
Подготовка подзаконных актов пойдет по графику, несмотря на переходный период, указывает Гудков. Так, Минприроды уже опубликовало проект постановления о порядке расчета сбора – министерство предлагает ставки в 1,5–4,5% от себестоимости продукции, хотя в самом законе указано, что ставка должна рассчитываться исходя из затрат на утилизацию.
За время переходного периода как раз можно поработать над нормативной базой, замечает директор по связям с общественностью ассоциации РАТЭК Антон Гуськов: определить обоснованные нормативы, рассчитать ставки исходя из стоимости утилизации. Пока нет даже необходимых данных и исследований: каков состав бытовых отходов, где и сколько их образуется, сколько есть мощностей для переработки различных видов отходов, какой должна быть глубина переработки, рассказывает Екатерина Астафьева из ассоциации «Русбренд». Кроме того, нужно ограничить число лицензируемых видов деятельности, указывают Астафьева и Гуськов: среди них оказался сбор отходов, так что даже магазины, предлагающие сдать подержанную продукцию в обмен на скидку, теперь должны озаботиться получением лицензии.
С учетом падения потребительского спроса дополнительная нагрузка в виде экологического сбора стала бы непосильной, продолжает Гуськов: она неизбежно перекладывается на потребителей, а цены и так существенно выросли из-за девальвации. Отсрочка – верное решение, считают Гуськов и Астафьева.
Компании, рассчитывавшие заняться утилизацией, не столь оптимистичны. Развитие утилизационной отрасли без экологического сбора невозможно, сейчас ее просто нет, считает гендиректор «Национального экологического оператора» (структура «Ростеха») Татьяна Скорик, ее создание невозможно без государственной политики и есть две возможности – за счет населения или за счет господдержки, в том числе экологического сбора. Но на деятельности НЭО инициатива никак не скажется, уверяет она: компания использует ГЧП, задействуя собственные и привлеченные средства.
Увеличивать нагрузку на бизнес за счет экологических платежей в кризис не стоит, но нулевой норматив по утилизации тоже неправильный подход, говорит директор по программам «Гринпис Россия» Иван Блоков, стоило бы постепенно вводить хотя бы минимальные платежи, чтобы этот рынок заработал. Непонятно, как долго продлится непростая экономическая ситуация, так что без обязанностей по утилизации проблема бытовых отходов может быть законсервирована еще надолго в том же виде, что и до принятия закона, продолжает он, у производителей так и не появятся стимулы заниматься утилизацией отходов.