ЦБ будет тщательнее проверять, кого кредитуют банки

Регулятор объяснил, как выявлять среди заемщиков компании-однодневки
Деятельность заемщиков должна быть прозрачной для ЦБ/ А.Махонин/ Ведомости

Большинство крупных банков сами контролируют все факторы, которые могут свидетельствовать о признаках транзита или нереальности деятельности, в том числе путем выезда на места, анализа хозяйственной деятельности, выявления сомнительных операций, оценки качества налоговых платежей, выплаты заработной платы и проч., перечисляет начальник департамента контроля рисков Локо-банка Елена Люшина, но банки часто сталкиваются со спецификой бизнеса клиента: «Под [перечисленные ЦБ] признаки могут попадать как нормальные крупные холдинговые компании, так и те, кто действительно не ведет деятельность». Она приводит в пример двойственность занимаемой должности, что характерно для холдинговых компаний, или же большие обороты и маленькие остатки по счетам, свойственные крупным оптовикам. Руководитель среднего банка рассказала, что недавно под подозрение ЦБ попали его клиенты - нефтяные трейдеры: «Они вели реальную деятельность, и ЦБ разъяснения банка учел».

Рекомендации, как выявлять среди заемщиков банков компании, «не ведущие никакой реальной деятельности», содержатся в письме ЦБ его теруправлениям (есть у «Ведомостей»). Получение такого письма подтвердил сотрудник одного из управлений ЦБ.

Это одно из серии писем, подготовленных для «повышения качества дистанционного надзора», знают два банкира. Например, регулятор объяснял, как выявлять проблемные активы банков.

Для начала ЦБ рекомендует изучить внутренние документы своих подопечных, чтобы выяснить, прописан ли в них «минимальный перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о возможном отсутствии у компании-заемщика реальной деятельности», предусмотренный его требованиями. Они, однако, не являются исчерпывающими, продолжает ЦБ и приводит дополнительные признаки, которые должны вызвать подозрения контролеров.

Это использование компанией неденежных форм расчетов, которые не соответствуют виду ее деятельности (вексель, бартер, зачет, уступка прав требований); систематическое исполнение обязательств по долгу и процентам за счет средств, поступивших по договору займа от третьих лиц; осуществление на постоянной основе операций лицами, не являющимися сотрудниками компании (например, сделки осуществляются по доверенности).

Особое внимание следует уделять компаниям, занимающимся торговлей и операциями с ценными бумагами, а также с низкой долей платежей в бюджет (выявляется при помощи автоматизированной системы «Анализ корреспондентских счетов кредитных организаций»), говорится в письме.

Все это подозрительно

В 2006 г. пленум Высшего арбитражного суда в постановлении сформулировал признаки нереальной деятельности компании. Среди них - отсутствие производственных активов, складских помещений, транспортных средств. Сами налоговики разработали систему из 12 критериев: по ним компании могут проверить, грозит ли им выездная проверка. Это, например, доля вычетов по НДС, рентабельность, использование типичных схем минимизации налогов.

Если доля бюджетных платежей мала, а банк все-таки счел, что компания ведет реальную деятельность, ЦБ рекомендует обратить внимание, запротоколировано ли это решение и есть ли в нем объяснение, почему деятельность заемщика все-таки признана реальной.

Ограничиваться этим не надо, продолжает ЦБ, подсказывая теруправлениям, что они могут запросить документы по заемщикам - описание производственного процесса: как дается реклама, заключаются договоры закупки и поставки товаров, осуществляется транспортировка и проч. Если документы вызовут сомнения, можно запросить «визуальную оценку бизнеса» - например, с выездом по адресам, где располагаются склады.

Если у компании, занимающейся оптово-розничной торговлей, нет складов, а в пояснениях представитель компании утверждает, что помещения не нужны из-за прямой поставки от поставщиков покупателям, регулятор советует рассматривать это как «обстоятельство, указывающее на нереальную деятельность». При торговле же ценными бумагами необходимо анализировать не только договоры, но и факты перехода права собственности.

«Эти рекомендации говорят об одном - об усилении надзора и более глубоком, детальном анализе банковских активов, фактически о ручном режиме надзора», - сказал банкир, ознакомившийся с письмом ЦБ. Например, банк по заемщику, ведущему нереальную деятельность, может формировать резерв в 21%, хотя необходимо 100%, говорит он.

ЦБ уже рассылал письма, посвященные формированию резервов по ссудам, компаниям с признаками нереальной деятельности. Каждое новое письмо уточняет признаки и обстоятельства, которые могут говорить об отсутствии нормальной экономической деятельности у заемщика, сказал банкир, ознакомившийся с письмом.

Для надзора это важный вопрос, продолжает собеседник «Ведомостей»: во многих рухнувших банках «были в большом количестве компании без реальной деятельности», многие из них были связаны с собственниками - «по сути, владельцы через пустые компании выводили средства». В одном из писем ЦБ указывал, что «проблемные активы следует относить к операциям, несущим риск на собственников банка», т. е. фактически связывая проблемный актив банка с его владельцем.

Запрос в ЦБ остался без ответа.