В фильме «Фокус» жулики бранятся – только тешатся

В прокат вышла авантюрная комедия с Уиллом Смитом и Марго Робби в ролях обаятельных мошенников
Игра героев «Фокуса» в «скорую помощь» - один из множества способов обобрать доверчивую публику
Игра героев «Фокуса» в «скорую помощь» - один из множества способов обобрать доверчивую публику / kinopoisk.ru

Фокус авторского дуэта Гленна Фикарры и Джона Рекуа в том, чтобы соединить авантюрную комедию с романтической. Показать не просто обаятельного жулика, но жулика влюбленного. Лучше всего это вышло в их режиссерском дебюте «Я люблю тебя, Филлип Моррис» (2010), где Джим Кэрри проворачивал феерические аферы, нежился с застенчивым голубым воришкой в исполнении Юэна Макгрегора и ничуть не раскаивался в содеянном.

В «Фокусе» романтическая пара более традиционная, м + ж, оба, конечно, жулики, но Никки (Уилл Смит) матерый, а Джесс (Марго Робби) пока только учится. Но учится быстро.

Поцелуи не главное, секс - это умение умыкнуть у партнера кошелек. А еще лучше умыкнуть что-нибудь вместе.

Никки берет Джесс в команду не за красивые глазки, а за ловкие ручки. Следите за карманами, сумочками, кольцами-цепочками, фото- и видеотехникой. Команда Никки режет подметки на ходу, и режиссеры наслаждаются, показывая их искусство.

Как во всех историях такого рода, авторы с самого начала выкладывают перед зрителем козырь, а потом делают отвлекающие пассы. Ловко микшируют любовную и авантюрную линии, переключают внимание, обаятельно мухлюют. Козырь не так уж важен, он понадобится только в самом конце, а вообще-то процесс тут занятней результата. Дело в игре, а не в выигрыше - вот рецепт, которому следуют Фикарра и Рекуа, не кормя зрителя обещанием грандиозного финального финта, а просто развлекая на каждом сюжетном повороте. И избегая таким образом ловушки, в которую попали, например, создатели недавнего авантюрного триллера «Иллюзия обмана», где пузырь интриги надувался так старательно и прихотливо, что в финале получался не взрыв, но пшик. У Фикарры и Рекуа таких претензий нет, они подводят зрителя к финалу без лишнего груза ожиданий и потому не разочаровывают.

Трудности кастинга

Первоначально предполагалось, что главных героев сыграют Райан Гослинг и Эмма Стоун (оба участвовали в предыдущей комедии Гленна Фикарры и Джона Рекуа «Эта дурацкая любовь»). Позже мужскую роль предлагали Брэду Питту и Бену Аффлеку. А женскую могли бы сыграть Кристен Стюарт, Мишель Уильямс или Джессика Бил (ходили также слухи о приглашении Розамунд Пайк и Дженнифер Лоуренс). Курьезным был кастинг на второстепенную роль комического толстяка, помощника главного героя. Роль предложили по sms комику Арти Лэнгу, когда он вел свое ночное ток-шоу. Начав читать сценарий, Лэнг быстро передумал, узнав, что должен играть перса по прозвищу Толстозадый Фархад. Похожая история случилась с другим комиком, Омидом Джалили. В итоге Толстозадого Фархада сыграл Эдриан Мартинез.

В первой половине фильма Никки преподает Джесс эффектные уроки щипачества и разводки, в том числе в личных отношениях. Во второй части герой вписывается в крупномасштабное мошенничество на Formula 1 и обнаруживает, что его бывшая подружка уже в игре. И не вполне понятно, на чьей стороне. И кто кого теперь учит.

Во всем этом есть элемент «предсказуемой непредсказуемости», за которую журят авторов американские критики. Но, положа руку на задний карман, много ли вы видели авантюрных комедий, способных по-настоящему удивить. Вот, кстати, у «Люблю тебя, Филлип Моррис» это получилось. Но тогда у Фикарры и Рекуа был задор дебютантов, а теперь они просто весело упражняются в привычном жанре. И даже слегка нарушают его законы: в «Фокусе», например, вообще нет полицейских, которые хотели бы разоблачить героев и заставить их хоть немного чтить уголовный кодекс.

Потому что в этом фильме вор не должен сидеть в тюрьме, он должен фокусы показывать.

В прокате с 26 февраля