Беспроводные маячки технологии iBeacon позволяют определять местоположение в здании
Они могут оказаться полезными розничным сетямТехнология iBeacon - это новый протокол bluetooth, созданный для точного геопозиционирования внутри помещений, говорит основатель компании Getsy Максим Перцовский. Для его реализации компаниями Apple, Qualcomm и Paypal был разработан специальный стандарт.
Устройства iBeacon работают на технологии bluetooth low energy (BLE) - это беспроводная технология Bluetooth с низким энергопотреблением. Устройства, использующие BLE, во многих случаях могут работать более года на одной маленькой батарейке без подзарядки, говорит технический директор компании DevPocket Александр Бабаев.
Маячок постоянно раздает сигнал, который идет на телефон, после этого приложение шлет запрос на сервер, где обрабатывается информация, поясняет Перцовский. Это недостаточно масштабируемая история, поскольку дистанционно управлять этими маяками нельзя. Их нужно настраивать, отслеживать состояние батареи и потому необходимо физически присутствовать рядом с ними. Однако недавно появились новые маячки, более умные, способные при помощи WiFi дистанционно контролировать остальные маячки, радуется он.
Здесь есть и сложности: на смартфоне пользователя постоянно должен быть включен bluetooth, а в приложение вшиты определенные параметры, говорит Перцовский. На самом деле убедить клиентов держать bluetooth всегда включенным не просто - многие уверены, что это моментально посадит батарею смартфона, считает руководитель перспективных проектов Михаил Батуев. Технология BLE позволяет этого избежать, но рядовой пользователь еще к этому не привык. Это не будет препятствием, если правильно объяснить пользователю те возможности и удобства, которые он получит взамен, уверен Перцовский.
Для чего это нужно
Bluetooth-маячки, установленные в торговых точках, дают возможность ловить пользователя у полки c товаром, у экспоната в музее, внутри отделения банка, говорит Перцовский. Например, в ритейле это может дать возможность персонализировать процесс шопинга, как в интернете, когда через некоторое время после покупки вам рекомендуют ряд похожих товаров, которые потенциально могут вас заинтересовать, рассказывает Перцовский. Системы iBeacon позволяют ритейлеру узнать, сколько времени провел покупатель у определенного товара, отследить возможную заинтересованность в продукте и в нужный момент предложить дополнительную информацию в виде обзоров или рекомендаций, рассуждает Перцовский.
Ритейл - не единственный пример, где может использоваться эта технология, говорит Бабаев. Маяки можно использовать для рекламы, для выставления меток (например, для поиска машины), для беспроводных «поводков» (например, можно узнать, что собака убежала), навигации внутри помещений, контроля за персоналом, рассказывает он.
Стоимость любого проекта с применением iBeacon зависит от его масштаба, говорит директор по развитию DevPocket Виталий Берзон. Маяк работает на расстоянии до 200 м, стоит от $4 до $50 в зависимости от мощности элемента питания и от страны-производителя. Оборудование маяками помещения со сложной топографией площадью свыше 120 000 кв. м вместе с закупкой, установкой и разработкой приложения может стоить до $420 000, оценивает Берзон. Если компании достаточно, чтобы посетитель получил информацию при входе, то будет достаточно одного iBeacon, говорит Перцовский.
Где это работает
Один из основных проектов DevPocket с датской группой Maersk заключается в установке устройств, позволяющих проверять целостность и местоположение груза, говорит Берзон. DevPocket разрабатывает приложения и берется оснастить контейнеры метками на основе технологии BLE. Пока проект на стадии тестирования, если оно будет удачным, то речь может идти об оснащении всего торгового флота Maersk устройствами на основе BLE. Сумма контракта - около $200 000, говорит Берзон.
Getsy работает с розничными сетями, разрабатывает для них мобильные приложения или встраивает работу с iBeacon в уже существующие приложения, отмечает Перцовский. Например, в сети книжных магазинов «Республика», попадая в зону действия маячка, посетитель получает дополнительную информацию о новинках сети. Второе новое направление - мобильная рекламная сетка для indoor-маркетинга Klose. Проект находится на стадии тестирования в торговом центре «Цветной». Наконец, Getsy вместе с агентством Insight One занимается разработкой первого в СНГ и одного из первых в мире музейного приложения MAMM (Multimedia Art Museum в Москве) на основе технологии iBeacon. Пользователь, гуляя по залам музея, будет получать дополнительный интерактивный контент о выставках на свой мобильный телефон. Запуск проекта планируется на середину марта, добавил Перцовский.