Кремль не поддержал налог на интернет

Администрация президента дала отрицательный отзыв на концепцию РСП Никиты Михалкова
Никите Михалкову (на фото справа) удалось убедить в своей идее только Владимира Мединского
Никите Михалкову (на фото справа) удалось убедить в своей идее только Владимира Мединского / Александр Шалгин / Пресс-служба Госдумы РФ / ТАСС

Главное контрольное управление (ГКУ) администрации президента подготовило отрицательный отзыв на концепцию введения авторского сбора в интернете, рассказали «Ведомостям» три участника дискуссий на эту тему, знакомых с текстом этого документа. По их словам, отзыв отправлен первому вице-премьеру Игорю Шувалову, которому президент России Владимир Путин еще в прошлом году поручил изучить эту концепцию.

Идею ввести в рунете так называемый авторский сбор выдвинул РСП, совет которого возглавляет режиссер Никита Михалков. РСП предложил интернет-провайдерам включить в абонентскую плату сумму, которую затем они должны будут отчислять в счет правообладателей. Взамен операторы, по мысли авторов идеи, получат глобальные лицензии, позволяющие их абонентам беспрепятственно скачивать в интернете музыку, фильмы, программы и т. п. Распределять средства между авторами и правообладателями согласно этому замыслу должна специальная организация, аккредитованная правительством.

Действие этой нормы РСП предлагал распространить на все договоры об оказании услуг интернет-доступа, в том числе и на заключенные до ее введения. Но он описывал эту систему как добровольную: правообладатель может исключить свои произведения из коллективного управления и защищать права на них по действующему законодательству в области авторских прав.

В отзыве на эту инициативу ГКУ указывает, что она получила отрицательный отклик из большинства министерств и ведомств, говорят два человека, видевших документ. Предложение РСП раскритиковали по крайней мере два ведомства - Минэкономразвития и Минкомсвязи. Позиция Минкомсвязи не изменилась, сказал вчера «Ведомостям» замминистра связи Алексей Волин: «Мы считаем эту идею бессмысленной и сообщили об этом Шувалову». Источник в Минэкономразвития говорит, что его позиция тоже прежняя. Ранее Минэкономразвития указывало, что в России уже есть механизм защиты прав на фильмы и телесериалы - антипиратский закон, принятый летом 2014 г. и позволяющий правообладателям добиваться досудебной блокировки пиратских сайтов. Если таких механизмов будет несколько и они не будут взаимосвязаны, это может плохо повлиять на правоприменительную практику, опасалось министерство.

По 30 руб. с пользователя

$860 млн в год будет составлять суммарный годовой сбор с пользователей интернета, оценивал гендиректор РСП Сергей Федотов. Сбор с каждого пользователя в пользу правообладателей может составить 300 руб. в год, или 25-30 руб. в месяц. РСП рассчитывает, что эта сумма покроет интересы всех правообладателей, которые представлены на российском цифровом рынке

Открыто поддержало идею авторского сбора только Минкультуры. Более того, именно оно подготовило вместе с РСП и концепцию, и текст законопроекта об авторском сборе.

Все участники рынка - и интернет-компании, и операторы связи, и даже сами правообладатели, - а также советник президента по правам человека Михаил Федотов инициативу раскритиковали, говорится в отзыве ГКУ, по словам видевших эту бумагу. Крупнейшие интернет-компании «Яндекс», Mail.ru Group, «Рамблер», а также владельцы прав опубликовали в декабре 2014 г. открытое письмо Путину с критикой идеи РСП. Интернет-площадки, продающие легальный контент, опасались, что новая система ударит по их бизнесу и инвестиции окажутся бессмысленными. Правообладатели - что после введения авторского сбора они уже не смогут сами устанавливать условия использования своих произведений. А операторы - что им придется основательно потратиться на мониторинг интернет-трафика. Впрочем, РСП предложил компенсировать операторам эти затраты.

По словам анонимных собеседников «Ведомостей», ГКУ рекомендовало Шувалову учесть позицию Кремля при подготовке доклада об авторском сборе, который первый вице-премьер представит Путину. Человек, близкий к авторам инициативы РСП, обращает внимание, что ГКУ готовило отзыв только на текст концепции, тогда как Минкультуры уже разработало законопроект на ее основе. Его и нужно обсуждать, считает он. Кроме того, администрация президента формально не должна участвовать в обсуждении этой идеи, замечает собеседник «Ведомостей». Мнение администрации президента - и контрольного, и правового управлений - очень весомо, возражает близкий к правительству источник.

Игорь Шувалов
Первый вице-премьер

Есть ошибочное мнение, что мы поддерживаем исключительно инициативу РСП. Это не так. Мы готовы обсуждать любое предложение, которое защищает правообладателя

«Если к критике «глобальной лицензии» присоединилась и администрация президента, это лишь подтверждает мнение отрасли и позицию Минкомсвязи: попытка приватизировать прибыль и переложить издержки на всех остальных - плохая идея», - говорит гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. Он надеется, что на этом история «глобальной лицензии» закончится. Хорошо, что администрация президента сочла недопустимым вводить, по сути, новый налог, сказала директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова.

Шувалов очень осторожно относится к теме регулирования авторских прав в интернете и отдает всю проработку этой темы ведомствам и общественным организациям, говорит один из участников последнего совещания у Шувалова, посвященного авторским сборам. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков не стал комментировать «служебную переписку», так же поступил и представитель Шувалова. Представитель РСП тоже отказался от комментариев.

Ранее гендиректор РСП Сергей Федотов говорил «Ведомостям», что критики его инициативы неправильно ее поняли. От внедрения «глобальной лицензии» выиграют все: прекратятся бесконечные споры между правообладателями и интернет-площадками, не придется больше беспокоиться о пиратстве, доказывал он. Легальные участники рынка будут конкурировать, предоставляя лучший сервис по наиболее низкой цене, стоимость контента резко снизится, а по мере развития рекламной модели он будет становиться практически бесплатным для пользователя.