Президент вернул пригородные поезда

Владимир Путин потребовал немедленно возобновить пригородное сообщение. Правительство сегодня решит, как возместить убытки РЖД
Интересы пригородных пассажиров оказались зажаты между недостаточностью финансов регионов и недостаточностью субсидий в адрес РЖД
Интересы пригородных пассажиров оказались зажаты между недостаточностью финансов регионов и недостаточностью субсидий в адрес РЖД / Сергей Ермохин / РИА Новости

Прекращенное пригородное сообщение в регионах должно быть восстановлено немедленно, не дожидаясь формальных решений, потребовал президент России Владимир Путин. Вице-премьер Аркадий Дворкович, который курирует транспорт в правительстве, сказал, что проблема с электричками возникла из-за новых принципов договорных отношений между регионами, федеральным центром и РЖД. Прежде регионы смогли бы оплатить все расходы, которые предъявляет РЖД, объяснил Дворкович: они получают дополнительные средства от налога на имущество, но в кризисной ситуации потеряли налоговые поступления.

Решение частично заложено в антикризисном плане, где снижен НДС для пригородных сообщений с 18 до 10%, продолжал вице-премьер: проект будет внесен в Думу в феврале. Можно помочь, предложил он, если вернуть льготную ставку платы за инфраструктуру - 1% (сейчас - 25%), но это придется компенсировать из федерального бюджета, потребуется 6-8 млрд руб. Можно выделить деньги самими регионами, но меньше, чем планировалось; с каждым из проблемных регионов договоренности уже есть, сказал Дворкович. Он обещал в течение суток предложить финансовое решение, которое обеспечит восстановление сообщения.

Путин, прервав Дворковича, еще раз потребовал немедленно восстановить пригородное сообщение, а затем решать финансовые проблемы. Дворкович поручил РЖД в кратчайшие сроки возобновить движение.

Пригородные электрички отменяются, потому что регионы не могут компенсировать выпадающие доходы перевозчиков, об этом Минтранс предупреждал еще в конце прошлого года. Сейчас сообщение прекратилось в Вологодской, Псковской, Тульской и Новгородской областях, а также в Забайкальском крае. Пригородные пассажирские компании (ППК) в регионах обвиняют местные власти в неплатежах, а те - перевозчиков в необоснованном росте затрат и непрозрачной тарифной политике.

В Тульской области Центральная ППК предложила увеличить тариф на проезд с 16,5 до 50 руб. за одну зону (10 км): ее собственные затраты выросли с 40 млн до 159 млн руб. по сравнению с 2014 г. А еще владелец подвижного состава - РЖД повысила аренду, стоимость эксплуатации и ремонта поездов на 34% (с 427 млн до 572 млн руб.) и в 25 раз (с 1,9 млн до 47 млн руб.) - расходы на содержание инфраструктуры. Помимо повышения тарифов покрыть расходы Центральной ППК можно из областного бюджета, на это нужно около 500 млн руб. в год, но на 2015 г. на электрички есть только 25 млн руб., сказано в сообщении.

В пятницу руководство всех проштрафившихся регионов вызвано в правительство, там может появиться ясность, за счет чего восстанавливать пригородное сообщение, говорит сотрудник администрации одного из этих регионов.

Губернатор Псковской области Андрей Турчак сообщил, что в 2014 г. железнодорожных пар стало меньше - 18 вместо 28. «Мы неоднократно на протяжении нескольких лет говорили о непрозрачности ценообразования пригородных перевозок», - говорит он: более чем из 300 млн руб., которые потребовала РЖД на 2015 г., 80% - аренда подвижного состава и инфраструктура. Большая часть, полагает Турчак, идет на содержание административно-управленческого персонала, не имеющего отношения к его региону. 60 млн руб., выделенных в бюджете области на 2015 г. на пригородные перевозки, достаточно, уверен губернатор.

В 2013 г., по данным Счетной палаты, 19 из 25 ППК были убыточны, их общий убыток - 6,5 млрд руб. В 2014 г., по данным РЖД, убыточны были 14 компаний. Аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов указывает, что РЖД и регионы так и не разработали эффективных мер для сокращения убыточности пригородного сообщения.

Человек, близкий к РЖД, жаловался, что компания практически не приносит доходов и непонятно, как финансировать пригородные перевозки, когда сокращаются субсидии государства. Субсидии для РЖД на организацию пригородных пассажирских перевозок в 2014 г. составили 24,4 млрд руб. В бюджете 2015-2017 гг. на это заложено 25 млрд, правительство обещало и еще субсидии на пригородные перевозки в 2015 г. - 12,5 млрд руб. Но РЖД считает, что ей нужно в 2015 г. 31,9 млрд руб., в 2016 г. - 32,1 млрд.