Хамзат Хасбулатов: «Картофель фри пострадал из-за санкций»

Хамзат Хасбулатов о результатах проверки McDonald's Роспотребнадзором, антикризисных мерах и локализации производства в России
С. Портер/ Ведомости

1988

директор первого McDonald's в России на Пушкинской площади в Москве, с 1999 г. - президент McDonald's в России

2002

под его руководство переданы также рестораны компании на Украине и в Белоруссии

2005

занял пост президента McDonald's в Восточной Европе и России

2014

назначен президентом корпорации McDonald's в России и Центральной Европе

О взаимоотношениях с поставщиками

Несколько лет назад компания отказалась от собственного производства в России. «Это правильный путь, - говорит сейчас Хасбулатов. - Мы могли бы и дальше собственными силами развивать производство. Но мы решили сконцентрироваться на нашем профиле - строительстве и управлении ресторанами. Для нас эффективнее передать производство продукции внешним поставщикам, которые являются экспертами в этой области. Это выгодно и для них, и для нас. В прошлом году наши платежи российским поставщикам составили 25 млрд руб. У нас 160 поставщиков, они все отвечают нашим требованиям и стандартам. На них приходится 85% продукции, которую мы используем. Бигмак полностью состоит из продуктов российского производства. Например, наши поставщики нагетсов и куриных котлет - «Мираторг» в Калининградской области и «Каргилл» в Тульской - работают с фермерами, знают, как этих кур выращивают. Итальянская Cremonini открыла завод по переработке в Одинцове. Они же построили современный завод по убою скота и обвалке мяса в Оренбургской области. Дальше наступит этап обучения фермеров выращиванию скота, который будет отвечать нашим требованиям. «Мираторг» активно инвестирует в производство говядины, выстраивает вертикально-интегрированное производство: выращивание скота, откорм, убой и обвалка - все это уже заработало в Брянской области и позволяет нам снизить долю импортной говядины в гамбургерах. Все наши поставщики активно инвестируют в вертикально-интегрированное производство. Мы потому так уверенно говорим о качестве нашей продукции, что знаем весь процесс ее производства. Есть, к сожалению, ряд продуктов, которые невозможно пока произвести в России. Например, картофель фри. Его мы тоже привозим из-за рубежа. Но для нас один из приоритетов - это размещение производства картофеля на территории России. К сожалению, из-за санкций пришлось отложить проект по изготовлению картофеля фри, хотя он уже был готов к реализации (ЕБРР отказал «Белой даче» в выделении ранее одобренного кредита. - «Ведомости»)». Хасбулатов не исключает возможность взаимодействия и оказания поддержки этому проекту «Белой дачи».

Интервью с Хамзатом Хасбулатовым проходит в зале ресторана «Макдоналдс» на Пушкинской - заходить ни в одно из административных, не говоря уже о производственных, помещений журналистам, да и вообще любому человеку без медицинской книжки запрещено. Это одно из ограничений, введенных компанией после прошлогодних проверок Роспотребнадзора. Ведомство внезапно заподозрило, что компания по всей стране работает с нарушениями, и по результатам проверок закрыло 12 ее предприятий и выписала штрафы. Их размер Роспотребнадзор не раскрывает. Из судебных материалов можно сделать вывод, что это свыше 20 млн. Все претензии «Макдоналдс» оспаривает в суде. В итоге прошедший год стал самым тяжелым для McDonald's за все время его работы в России. Да и у всего McDonald's в 2014 г. впервые за 12 лет годовые продажи упали (на 1%), как говорится в отчетности корпорации, в том числе «из-за непредвиденных обстоятельств по всему миру».

- Вы помните, чего ждали, когда открывали этот первый ресторан «Макдоналдс» в России?

- Соглашение, подписанное с правительством Москвы в 1988 г., предусматривало открытие 20 ресторанов. Заглядывать далеко вперед тогда было делом весьма бесперспективным - в тот момент было трудно представить, что дальше будет со страной. Тогда мы не могли даже предположить, что через 25 лет у нас будет почти 500 ресторанов и 40 000 работников, на нас будет работать огромный отряд поставщиков и, самое главное, что каждый день нас будет посещать более 1 млн человек. Я всегда поражался вере и провидению людей, которые двигали эту идею, - Джорджа Кохона (президент канадского McDonald's, ставшего партнером правительства Москвы при открытии первого ресторана сети. - «Ведомости») и Фреда Тернера (президент корпорации McDonald's до 1987 г. - «Ведомости»). Они сумели передать свою веру всем первым работникам и менеджерам «Макдоналдса» в Москве.

- Вам не кажется, что сейчас, как и тогда, мы вернулись в ситуацию неопределенности: снова возникают вопросы, что будет со страной и бизнесом в ней?

- Развитие страны происходит волнами, мы уже пережили кризисы - и в 1998, и в 2008 гг. Именно кризис дает возможность закалить бизнес и команду. Такие периоды мы прошли достаточно безболезненно, это дает нам уверенность, что мы пройдем и это испытание.

- В кризисном 2009 году вы говорили, что результаты компании даже лучше, чем в предыдущем, люди стали больше ходить в «Макдоналдс». А что сейчас? Чем отличается этот кризис?

- Чтобы это понять, 5-6 месяцев турбулентности в российской экономике недостаточно, требуется еще время. Да, наши показатели оказались ниже, чем мы ставили себе, но были позитивными.

И мы верим, что индустрия быстрого обслуживания, которая была создана нами и особенно активно развивалась в последнее десятилетие, будет развиваться и дальше. И в 90-х, и в 2009 г. мы сумели понять, как потребитель поведет себя в новых условиях, мы всегда находим решение, как привлечь и сохранить посетителя.

- Кризис в стране наложился у вас на проблемы с властями - Роспотребнадзор проверял рестораны по всей стране. Чем эти проверки закончились?

- Этот этап мы уже прошли, все проверки закончены, 12 предприятий, деятельность которых была приостановлена, работают в обычном режиме. За 25 лет работы на рынке мы обслужили более 3 млрд посетителей в России, и у нас не было зафиксировано ни одного случая пищевого отравления. Мы абсолютно уверены в качестве, безопасности продукции, которую мы получаем, она отвечает всем стандартам.

- Если посмотреть судебные решения, видно, что до 2014 г. у Роспотребнадзора практически не было к вам претензий. А с августа они появились по всей стране - и выносились штрафы. Причем большинство претензий связано не с едой, а, например, с тем, что у вас в ресторанах нет централизованной стирки форменной одежды, или, скажем, на одном из ресторанов в знаке о запрете курения одна из линий была шире, чем требовалось по правилам...

- Суть претензий, которые мы получали, разная. Но мы считали и считаем, что большинство из них необоснованны. Перед открытием каждого предприятия мы получали разрешения у тех же органов, которые нас потом проверяли. И многие претензии по итогам этих проверок противоречили ранее полученным согласованиям. К сожалению, действующее законодательство позволяет неоднозначно трактовать определенные требования санитарных правил. Некоторые санитарные нормы и правила не соответствуют современным достижениям индустрии. Например, среди претензий была такая: мы храним сырые яйца в том же помещении, где хранятся салаты и мясная продукция. Но мы получаем уже обработанные - мытые и дезинфицированные - яйца на предприятии поставщика, компании «Роскар», каждая партия которых исследуется в лаборатории. Исследования продукции на наличие сальмонеллы как на поверхности, так и в содержимом яиц показывают ее отсутствие на протяжении нескольких лет. Кроме того, яйца поступают к нам упакованными сначала в потребительскую, а затем в транспортную тару, и, соответственно, нет никой необходимости хранить их в отдельном помещении. Листовая смесь проходит обработку у поставщиков, к нам поступает в вакуумной упаковке, готовая к употреблению. Это современное промышленное производство с новейшими технологиями, обеспечивающее соблюдение температурного режима от 1 до 4 градусов по Цельсию на всех этапах - производства, хранения, транспортировки. Было, к примеру, еще требование, чтобы помещения, в которых мы утилизируем отходы, охлаждались. Мы говорили: хорошо, сделаем их охлаждаемыми.

- Сколько вам пришлось потратить, чтобы выполнить требования Роспотребнадзора?

- Такой оценки мы не делали. Мы в любом случае инвестируем в обновление наших ресторанов вне зависимости от проверок. Наши рестораны отвечают совершенно уникальным стандартам, которые компания сама предъявляет к себе. Но если есть предложения, которые могут улучшить нашу работу, мы всегда открыты диалогу.

- Все-таки были случаи, когда экпертиза, проведенная по заказу Роспотребнадзора, показала наличие неправильных бактерий или несоответствие продукции маркировке по содержанию белков и углеводов. Как вы это объясняете?

- Мы эти претензии оспариваем в суде. При всех проверках мы отбирали пробы тех же продуктов, что инспектора, и заказывали независимую экспертизу. И она подтверждала высокое качество продуктов.

- Из тех же судебных решений следует, что проверки Роспотребнадзора начались по поручению правительства России. Вы пытались поговорить по этому поводу с чиновниками из правительства?

- Были рабочие встречи. Встречи с представителями различных органов власти для нас являются обычным делом, включая Роспотребнадзор, - это обычная практика ведения бизнеса. Это помогает нам в диалоге понять их позицию и донести свою, чтобы найти правильное решение. Наша компания глубоко интегрирована в российскую экономику. Эту мысль нам нужно было донести, и, думаю, наша позиция была услышана.

- Рестораны, возобновившие работу, сумели достичь показателей, которые были у них до закрытия?

- Требуется время, чтобы вернуть те показатели. Ресторан на Пушкинской сейчас ежедневно обслуживает более 8000 посетителей, т. е. почти достиг уровня посещаемости, который был до временного закрытия.

- Но ведь раньше ресторан обслуживал 10 000 человек в день.

- Около 9000 человек.

- По судебным решениям похоже, что вы оспариваете каждый штраф Роспотребнадзора. Не было желания обойтись без споров, раз рестораны открылись?

- Репутация для нас очень важна. Мы работаем в стране ответственно и добросовестно и чувствуем за собой право отстаивать собственные интересы. Конечно, эти споры мы стараемся решить на уровне встреч, помогающих понять суть претензий и снять их, но если не получается, то решаем их в суде.

- Судя по отчетности корпорации McDonald's, простой ресторанов нанес серьезный удар по бизнесу компании в России. Вы оценивали потери?

- Конкретную цифру я не назову, но любое закрытие предприятия, даже на незначительный срок, влияет на нашу работу, а тут надо учитывать, что закрыты были очень популярные рестораны. К тому же проверки сами по себе мешают производственному процессу. Плюс к этому тренды в экономике - все это вместе не лучшим образом повлияло на результаты нашей работы. Тем не менее в прошлом году мы показали рост [оборота к 2013 г.].

- Рассказывают, что по итогам 2014 г. у вас в России впервые рост продаж был однозначным, а не двузначным, как в предыдущие 24 года. Это так?

- Это близко к истине. Есть несколько факторов, объясняющих замедление темпов роста. Это заметное снижение темпов экономического роста с конца 2013 г. и негативная динамика индустрии питания во втором полугодии 2014 г. С учетом того что меняются потребительские настроения, растет инфляция, думаю, что в этом году тенденция сохранится.

- А какие у вас прогнозы на 2015 г.?

- Мы в любом случае планируем рост. Он будет происходить за счет двух факторов - открытия новых предприятий и модернизации существующих. Планы по открытию новых ресторанов остаются без изменений, на этот счет у нас нет пессимизма.

- Пришлось ли вам корректировать инвестиционную программу на 2014-2015 гг.?

- Заложенные на 2014 г. планы мы полностью реализовали. Открыли 73 ресторана вместо запланированных 70, модернизировали большую часть ресторанов, построенных в предыдущие годы. Модернизация включает создание комфортной атмосферы для посетителей, внедрение инновационных технологий.

- Применение инноваций, например установка терминалов предварительного заказа, позволяет сократить издержки на персонал и производство?

- Нет, мы делаем это, чтобы отвечать новым потребностям посетителей. Вы знаете, что потребитель сейчас мобильный, живет в цифровом мире, мире социальных сетей. Несколько лет назад мы ввели безналичный расчет. Киоски самостоятельного заказа появились в наших ресторанах в этом году, сейчас такой вид обслуживания доступен в 329 ресторанах по всей стране. Следующим этапом будет оплата заказа с помощью мобильного телефона и интернета. Вы сможете ехать на машине, разместить по интернету заказ в любом ресторане по пути и подъехать, забрать готовый заказ. Я думаю, что мы внедрим это в ближайшие годы.

- Сколько «Макдоналдс» инвестировал в развитие за 2014 г.?

- В прошлом году мы направили более 6 млрд руб. на модернизацию существующих ресторанов и строительство новых. В этом году наши ожидания по инвестиционным проектам остаются в рамках тех же цифр, что и в прошлом году.

- До этого у вас год от года увеличивалась сумма инвестиций. То есть опять же впервые в России вы не закладываете рост затрат?

- Новая экономическая реальность потребует пересмотра многих вещей. Возможно, будет меняться пропорция между инвестициями в новые рестораны и в реконструкцию существующих. Как именно будет меняться, пока не могу сказать.

- Ваши рецепты для борьбы с кризисом 2008 г. - сохранение в меню очень дешевых позиций плюс переход в фудкортах на арендную ставку в виде процента с оборота. Что будете применять сейчас?

- Мы всегда следили за тем, чтобы то, что мы предлагаем, было доступно нашему потребителю. Мы знаем, как ему тяжело приспосабливаться к ценовым скачкам, поэтому не стремимся переложить на него все наши проблемы, связанные с ростом затрат. Мы в любом случае будем держать рост цен на наше меню ниже уровня инфляции.

- Что еще будете делать?

- Надо будет немножко ужаться в маржинальности, оптимизировать издержки и логистику, повышать производительность. Вместе с поставщиками, заинтересованными в увеличении оборота, находим правильные решения. Локализация производства - наша сильная сторона. Это правильный путь, и мы продолжим по нему идти. Вот примеры только прошлого года - создание производственного кластера в «Алабуге». «Белая дача» построила там завод по обработке салатов. Наш партнер - «Рулог» (российская компания международного логистического оператора HAVI. - «Ведомости») и производитель упаковки - финская компания Huhtamaki строят логистический центр и, соответственно, производство упаковки, чтобы делать доставку эффективной, там же будут размещены и пекарни. В прошлом году «Эсперсен» также разместил в Новгородской области завод по переработке рыбы.

- Пересмотрели ли ваши боссы отношение к перспективам российского рынка?

- То, что происходило в последние несколько месяцев, не могло не вызвать недоумение. Конечно, у всех были вопросы, что происходит. Многие инвесторы приходили сюда, учитывая опыт «Макдоналдса». Нас всегда ставили в пример, и вдруг к нам появилось столько претензий. Но в то же время у корпорации сохранилась абсолютная уверенность в том, что рынок имеет перспективы, что созданная нами система в России справится с такими трудностями. Мы не первый раз проходим через экономические и финансовые испытания. Думаю, и эти пройдем.

- Мы видим, что сеть Burger King, которую в России развивает связанная с государством структура, за этот год совершила рывок в развитии. Не думаете, что ей помогали в ущерб вам?

- Думаю, это вопрос не к нам. Конкуренция меня не пугает, она нас мотивирует работать лучше. На рынке же есть возможности для всех. Наши рестораны посещает более 300 млн человек в год - в 2 раза больше, чем население страны, так что мы безусловные лидеры.

- Помещения у вас Burger King не перехватывает?

- Принимая решение об открытии нового предприятия, мы исходим из экономики этого проекта и его рентабельности, мы не открываемся только для того, чтобы не дать открыться кому-то еще. И арендодатели заинтересованы в нас, мы стабильны и предсказуемы.

- Какая у вас сейчас рентабельность?

- Эти данные мы не раскрываем. (Смеется.) Давайте я назову другую цифру - у нас 2500 сотрудников, которые получают стипендии «Макдоналдса». Ребята, которые успешно совмещают учебу и работу, достойны поощрения. 42 млн руб. мы направили на поддержку этой программы. Могу рассказать, сколько денег потратили на благотворительные программы.

- Так, кстати, к вам в прошлом году с проверками даже в благотворительный фонд пришли. Генпрокуратура. Чем они закончились?

- Вопросов к деятельности фонда нет. Это [фонд Рона Макдоналда] абсолютно открытая организация, которая делает столько добрых дел! В Казани открыта бесплатная гостиница для родителей, чьи дети проходят долгое лечение в детской республиканской клинической больнице: Центр Роналда Макдоналда - спортивно-игровой центр для детей-инвалидов, восемь семейных комнат, где больные дети и их родители могут находиться вместе. В Сочи, когда Олимпийские игры проводили, построили детскую площадку, которая объединяет детей здоровых и с ограниченными возможностями. В прошлом году на такие программы было направлено 60 млн руб.

- То есть расходы на благотворительность вы не сокращаете?

- Ни в коем случае.

- Еще два года назад вы говорили о том, что готовы наконец работать в России по франчайзингу не только на транспортных узлах. Заключено хотя бы одно новое соглашение?

- Мы готовим соглашение о передаче во франчайзинг небольшой части ресторанов на востоке страны. Там пока еще процесс переговоров.

- С «Росинтером» не планируете пересмотреть соглашение, ведь он не торопится открывать новые рестораны под вашим брендом?

- Нет, наше соглашение остается в силе, и мы будем продолжать сотрудничество в рамках этого соглашения.

- Не планирует ли «Макдоналдс» вернуться к идее строительства офисной недвижимости - как для своих целей, так и для сдачи в аренду?

- Нет.