Одежку не встречают

Крупные продавцы одежды приостановили поставки, выплаты поставщикам и размещение заказов на следующие сезоны. Некоторые из них пытаются взять арендные каникулы
Испанская Inditex, развивающая сеть Zara, пока не поставляет товар в свои магазины
Испанская Inditex, развивающая сеть Zara, пока не поставляет товар в свои магазины / А. Махонин / Ведомости

Крупнейшие продавцы одежды, обуви и аксессуаров в России оказались в сложной ситуации из-за девальвации рубля. Лидер рынка - испанская Inditex (бренды Zara, Oysho, Bershka и др.) приостановила поставки товара в магазины, рассказали «Ведомостям» сотрудник компании в России и источник, близкий к ней. По словам сотрудника ритейлера, последняя поставка была в среду, 17 декабря, данных о новых поступлениях нет. В российском подразделении Inditex на запрос не ответили.

Приостановила поставки и BNS Group, управляющая в России сетями Calvin Klein, Armani Jeans, Michael Kors, TopShop и др. Как пояснил гендиректор BNS Group Денис Богатырев, поставки на следующую весну компания должна была начать забирать в середине - конце декабря, однако взяла паузу до конца 2014 г. - первой недели 2015 г. Правда, изменения коснулись не всего портфеля. «По брендам fast fashion, например TopShop, мы продолжаем отгрузки, сократив их объем», - отметил Богатырев.

«Мы остановили платежи поставщикам. Они отнеслись с пониманием, потому что курс доллара и евро нереальный, ждем отскока», - рассказывает другой продавец одежды, входящий в десятку крупнейших на российском рынке. Сеть успела закупить товар на лето 2015 г. и сейчас должна была завершать заказ на зиму 2015/16 г. Однако пока этого не сделала. «Цена закупки виртуальная, никто не знает, по какому курсу считать», - поясняет ритейлер. По его словам, рисков нет - производственные мощности не бронируются, ткань не покупается, в Азии же поставщиков много и может подстраховать Узбекистан.

«Кира Пластинина стиль» (магазины Kira Plastinina и Lublu) тоже приостановила закупки у поставщиков и обсуждает с ними новые условия, сказал гендиректор компании Ян Хеере. Sela ведет переговоры по ценам поставок товаров, детали раскрыть отказалась, сообщил представитель компании.

Ритейл не спешит конвертировать рубли в валюту по текущему высокому курсу, задерживая оплату заказов и поставок, говорит топ-менеджер одной из федеральных сетей одежды. У продавцов может не остаться денег для оплаты новых коллекций - из-за обесценения рубля они все потратили на оплату старых коллекций, опасается он.

Некоторые ритейлеры отказываются от уже заказанного товара в Китае, говорит управляющий партнер обувной сети Zenden Александр Сарычев. Поставщики пытаются продать такой товар другим сетям, констатирует он. Всего приостановлены поставки примерно 10% рынка в денежном выражении, подсчитала управляющий директор Esper Group Дарья Ядерная.

Арендаторы идут навстречу

Опрошенные «Ведомостями» продавцы одежды надеются: к концу новогодних каникул рубль стабилизируется и они смогут спланировать работу на 2015 г. Пока же они пытаются сгладить негативные последствия.

В регионах, где покупательная способность ниже, продавцы одежды и обуви стали просить торговые центры об арендных каникулах, рассказывает консультант в сфере недвижимости. По его словам, сети просят разрешения не оплачивать аренду хотя бы до весны. В Москве ритейлеры, как правило, просят сети заменить фиксированную ставку на процент с оборота, говорит консультант. Так, Immofinanz (управляет ТРЦ «Золотой Вавилон» и «Гудзон») предложила ритейлерам временное снижение арендных платежей на индивидуальной основе, чтобы помочь им сократить затраты из-за девальвации рубля, говорится в сообщении компании.

Bosco di Ciliegi (Armani Collezioni, D&G, Emporio Armani, ETRO, Max Mara, Moschino и др.) в несколько раз сократила размер скидки по картам постоянных клиентов, обнаружил корреспондент «Ведомостей». В справочной службе компании подтвердили: с 17 декабря скидка по дисконтным картам ограничена - например, с 30 до 15% по одному из типов карт, зато цены в рознице остались «по старому курсу - 1 евро за 48 руб.». Магазины недорогой одежды также ограничивают промоакции. «В нынешней ситуации традиционные рождественские распродажи бессмысленны, значительного дисконта ждать не стоит», - говорит председатель совета директоров «Модного континента» (сеть InCity) Александр Попов. По словам сотрудников Bershka и Oysho, в сетях отменена планировавшаяся с конца декабря распродажа.

Повышать цены продавцы одежды и обуви сейчас тоже не могут. Продажи с начала декабря стагнируют, говорит топ-менеджер Zenden. «Потребитель очень чувствителен», - соглашается его коллега. Во время ноябрьского валютного скачка продавцы подняли цены на 23% в нижнем ценовом сегменте и это обрушило продажи, напоминает он: «Пришлось вернуться к прежней цене».

Некоторые пытаются значительно сократить зависимость от валют. «Кира Пластинина стиль» «максимально переносит заказы на собственное производство в Подмосковье и может даже разместить производство в России на мощностях других компаний», говорит Хеере.

Что дальше

В следующих сезонах потребители столкнутся со «стилевым однообразием» и сокращением количества товара по мере увеличения размера, говорит Ядерная. Zenden сократила закупку обуви на весну-лето 2015 г. на 20% пар. BNS Group скорректирует объемы поставок «как минимум пропорционально изменению валютного курса», говорит Богатырев: «Такого изобилия и вариативности [моделей], как раньше, в 2015 г. не будет».

Розничная цена в среднем вырастет примерно на 30% по сравнению с весной 2014 г., отмечает управляющий директор Zenden. Если в 2015 г. не случится гиперинфляция, цены вырастут не более чем на 10-15%, рассчитывает топ-менеджер сети одежды низкой ценовой категории.