Ахмет Давутоглу: Персона - Ахмет Давутоглу, премьер-министр Турции

Ахмет Давутоглу считается одним из сильнейших международных политиков. Во главе МИДа он значительно повысил статус Турции в мире. Теперь его стратегическая цель - вступление Турции в ЕС
Adem Altan/ AFP

В последние годы экономические показатели Турции уверенно шли вверх. Поэтому недавние выборы президента и премьера не стали неожиданностью - они показали, что жители страны поддерживают курс, которым идет страна.

Штрихи к портрету

Работа в правительстве не поставила крест на преподавательской и научной деятельности Давутоглу. Он читает лекции в Гарвардском университете, является доцентом кафедры политических наук и международных отношений Университета Мармара, пишет научные статьи для Международного института стратегических исследований.

В августе премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган одержал уверенную победу на президентских выборах, получив 52% голосов, серьезных соперников у него не было. Став президентом, Эрдоган выбрал в качестве премьер-министра своего давнего соратника, работавшего в его кабинете министром иностранных дел, - Ахмета Давутоглу. Оба не скрывают, что их цель - повысить роль президента в политической жизни страны, обеспечив переход от парламентской к президентской форме правления. Это необходимо, чтобы обеспечить политическое долголетие Эрдогану, который и без того пользуется абсолютной поддержкой правящей Партии справедливости и развития (ПСР).

«Главная цель нового правительства Турции - построение лучшего будущего не только для страны, но и для всего региона», - написал Давутоглу на своей странице в Twitter после назначения его на пост премьер-министра на прошлой неделе. «Мы ждем от нового премьера, что он реализует нашу мечту о новой Турции», - заявил Эрдоган. Свое решение поставить Давутоглу по главе правительства Эрдоган объяснил трудолюбием и амбициозностью Давутоглу.

Давутоглу в свою очередь пообещал, что поддержит работу нового президента: «Я буду продолжать реставрацию страны, которая началась 12 лет назад, когда Турцию считали «больным человеком Европы» (он цитирует Big News Network). «Наша партия будет продолжать быть единой, никакое семя раздора не может быть посажено между мной и г-ном президентом», - подтвердил свою преданность Эрдогану Давутоглу.

Назначение Давутоглу можно рассматривать как стремление Эрдогана сохранить жесткий контроль над правительством, считают эксперты из Foreign Policy. По мнению бывшего полномочного посла России в Турции Петра Стегния, Давутоглу был очень эффективен в должности министра иностранных дел и в качестве главы правительства будет не менее эффективным.

«Я знал его лично в те времена, когда он был советником Эрдогана и преподавателем университета в Стамбуле. Он очень интересный собеседник, на академическом уровне имеет представления о геополитике, об изменениях в геополитике и месте Турции в тех процессах, которые происходят в мире», - говорит Стегний. Давутоглу - блестящий политик, будучи министром иностранных дел, он привел Турцию к статусу мировой державы, считает директор Центра партнерства цивилизаций ИМИ МГИМО Вениамин Попов.

«Он человек обаятельный, стремится услышать собеседника, мои контакты с ним были весьма позитивными, - продолжает Попов. - Безусловно, он один из главных геополитических мыслителей начала XXI в.».

Давутоглу - давний союзник Эрдогана, такое назначение является сигналом преемственности, а не перемен в турецкой политике, считает Алиса Локвуд из IHS. Эксперт отмечает, что одним из немногих изменений в новом правительстве стал уход вице-премьера Бесира Аталая, который проводил переговоры с Рабочей партией Курдистана с 2009 г. Его заменил близкий друг Эрдогана и Давутоглу - Ялчин Акдоган. Это говорит о том, что Эрдоган и Давутоглу хотят сохранить и, возможно, расширить свой контроль в государстве. «Еще одним интересным изменением в правительстве стало назначение Мевлюта Чавушоглу министром иностранных дел, он учился в Лондонской школе экономики и провел несколько лет в качестве члена ПАСЕ и в конечном счете известен не только в европейских политических кругах. Это значит, что Турция вновь готова вступить в ЕС после периода относительного затишья по этому вопросу», - заключает Локвуд.

Давутоглу родился в 1959 г. в г. Ташкенте (турецкая провинция Конья в центральной Анатолии). Когда ему было четыре года, умерла его мать и воспитание будущего политика взяла на себя бабушка Хасилизибе. Уже в юности Давутоглу знал, чем хочет заниматься. После обучения в Стамбульском лицее (известен также как Немецкая международная школа) он поступил на факультет экономики и политических наук Босфорского университета в Стамбуле. Получил диплом магистра государственного управления, стал доктором философии по специальности «политология и международные отношения».

Академическая деятельность увлекла Давутоглу. С 1990 по 1993 г. он работал профессором Международного исламского университета Малайзии, возглавлял отделение политических наук. В 1995-1999 гг. был профессором в разных подразделениях Университета Мармара в Стамбуле (в Институте Ближнего Востока, Институте страхового и банковского дела, на факультете политических наук). До 2004 г. заведовал кафедрой международных отношений и входил в правление Университета Бейкент в Стамбуле, возглавлял университетское управление по международным связям.

В 2002 г. начался новый - политический - этап в жизни Давутоглу. Он был приглашен главным советником по внешнеполитическим вопросам премьер-министра Абдуллаха Гюля, а потом и премьера Эрдогана.

Политическая карьера Давутоглу оказалась стремительной. Уже в 2003 г. ему был присвоен ранг чрезвычайного и полномочного посла. С этого времени Давутоглу стали называть «теневым министром иностранных дел» - он курировал ключевые внешнеполитические вопросы. А 1 мая 2009 г. он был назначен министром иностранных дел Турции.

Давутоглу считается главным архитектором внешней политики в правительстве премьера Эрдогана. Основной упор он делал на укрепление отношений с соседними государствами в рамках его внешнеполитической доктрины «Ноль проблем с соседями». Часто имя Давутоглу связывают с понятием турецкого «нового османизма». «Мы новые османы, мы вынуждены заниматься соседними странами и даже идем в Африку», - говорил Давутоглу в своем выступлении перед членами ПСР в 2010 г.

Новая внешнеполитическая стратегия Турции, выработанная Давутоглу, заключается в стремлении усилить политическую, дипломатическую и экономическую роль страны в регионах бывшей Османской империи, т. е. на Ближнем Востоке, Балканах и в Северной Африке. Согласно доктрине «Ноль проблем с соседями» Турция стремится играть ключевую роль в региональных конфликтах - исполнять роль судьи и «примирителя».

Западные политики и американские СМИ расценивают действия Давутоглу как стремление вернуть «оттоманское прошлое» в регион. «Тот факт, что концепция «нового османизма» используется против нас, говорит о непонимании или отсутствии доброй воли. Мы пытаемся способствовать установлению прочного мира в нашем регионе, а не установить гегемонию», - говорил в интервью турецкой газете Sabah Давутоглу в 2010 г.

Реализация новой внешней политики началась с 1 марта 2003 г., когда Великое национальное собрание не разрешило американцам открыть второй фронт против Ирака с турецкой территории. В этом шаге можно усматривать проявление новой ситуации - Турция отказалась быть проводником политики США и НАТО на Ближнем Востоке и стала пытаться вести иную политику, считают эксперты из Foreign Policy.

За время работы Давутоглу во главе МИДа Турция неоднократно выступала посредником в различных региональных конфликтах между Сирией и Израилем, Израилем и «Хамас» и др. Ему пришлось заниматься внешней политикой в сложный для Ближнего Востока период, во время войн в Ираке и Сирии и «арабской весны», а активная поддержка «Братьев-мусульман» в Египте, Ливии и Сирии не принесла укрепления Турции как регионального лидера, пишет Reuters. По мнению Байрама Балси из Carnegie, на посту министра иностранных дел Давутоглу удалось улучшить отношения почти со всеми странами Ближнего Востока, например традиционно напряженные отношения с Грецией и Арменией. Кроме того, Турция смогла продемонстрировать сильную экономику, отстаивание принципов исламской демократии и амбициозную внешнюю политику, что сделало ее образцом для мусульманских стран региона. Тем не менее эксперт отмечает, что вмешательство Турции в сирийский конфликт способствовало распаду государства и возникновению в регионе опасной силы - группировки «Исламское государство». А обвинив правительство Ирака в прошиитской политике, Турция практически призвала курдских лидеров добиться фактической независимости от Багдада, тем самым способствовав распаду Ирака. «Неоднозначное отношение турецкого правительства к джихадистам в Сирии и Ираке привело к созданию новых экстремистских группировок в сердце Ближнего Востока», - считает Балси. Критики Давутоглу упрекают его в том, что Турция стала слишком вовлеченной в дела многих стран, зачастую поддерживая суннитов. Это, по мнению оппозиционеров из республиканской партии, лишило Турцию нейтральности, что может помешать в решении других международных конфликтов.

«Давутоглу проводил трансформацию турецкой внешней политики, вероятно, мы будем и дальше наблюдать стремление Турции играть влиятельную роль в регионе», - считает Локвуд из IHS. По ее мнению, приоритетами возглавляемого им правительства станут сведение к минимуму воздействия на Турцию ситуации в Сирии и Ираке, обеспечение экономического роста и поддержка курдов в регионе. Результаты его политики нельзя оценить однозначно, безусловно, она привела к усилению роли Турции, но достичь провозглашенных целей не удалось, считает Попов из ИМИ МГИМО: «Позиции Турции в сирийском кризисе подвергаются серьезной критике и внутри страны, с Сирией были очень хорошие отношения, а потом Турция повернулась к ней спиной, сейчас, когда угроза исламского халифата всемирная, Турция должна пересмотреть свои позиции».

Давутоглу уже заявил, что на новом посту будет противостоять дискриминации разных групп, населяющих страну, будет защищать свободу слова, давать больше возможностей для развития предпринимательства. По его словам, стратегической целью Турции станет вступление в ЕС. «Мы реализуем план действий, касающийся переговоров с ЕС. Он рассчитан на 2014-2015 гг. Предыдущее правительство реализовало большой объем реформ в этой сфере, но сейчас процесс несколько замедлился. Нужен новый импульс. Полноправное членство в ЕС - это одна из главных целей правительства», - цитирует премьер-министра ИТАР-ТАСС. Кроме того, Давутоглу указал, что его кабинет министров намерен реализовывать «стабильную и безопасную политику» в рамках евроинтеграции и добиваться от Евросоюза активизации переговорного процесса.

При всем стремлении сблизиться с ЕС Турция, по словам Давутоглу, сохранит многовекторность своей внешней политики. Внутриполитическая задача - усилить в стране роль президентской власти. «В 2015 г. мы пройдем в парламент так мощно, что это позволит нам изменить конституцию [для расширения президентских полномочий]. Я уверен, что это нам удастся благодаря нашему единству. После выборов 2015 г. нас ждет очень важный четырехлетний период», - заявил новый премьер.

Правительство Давутоглу намерено повышать инвестиционную привлекательность Турции для иностранного капитала, улучшать макропоказатели экономики, больше заниматься социальной сферой. Отдельное внимание Давутоглу уделит продолжению процесса курдского урегулирования, который идет параллельно с демократизационными процессами и расширением прав и свобод граждан. В связи с этим, по его словам, особую важность имеет новая конституция Турции, которая «будет объединяющей, всеобъемлющей и будет представлять всех граждан страны». Работа над ней продолжится в нынешнем и 2015 году.

Безусловно, Турция выросла в последние годы, но Анкара изолирована и окружена странами, которые переживают кризис, и их проблемы могут перекинуться на Турцию, с этими проблемами Давутоглу предстоит бороться, считают эксперты из BBC. По мнению члена научного совета Центра Карнеги Алексея Малашенко, у Давутоглу непростая ситуация: «Эрдоган хочет менять конституцию, при этом по своим качествам как президент он уступает Давутоглу, но, поскольку Эрдоган национальный лидер, премьер-министру будет непросто».

Давутоглу внушает уважение членам правящей партии и воспринимается как политик, который может решить внутренние проблемы страны. По мнению турецкого эксперта Соли Озеля, у Давутоглу недостаточно политического капитала, чтобы бросить вызов Эрдогану прямо и жестко, у него нет таких сильных лидерских качеств, как у президента Турции, но его можно считать фигурой, которая способна поддерживать единство партии. «Главная задача Давутоглу - завоевать большинство на выборах в 2015 г., что позволит правящей ПСР переписать конституцию и изменить политическую систему страны, превратив Турцию в президентскую республику», - пишет Fox News. Основная задача, которая стоит перед Давутоглу в ближайшей перспективе, - это достижение договоренностей с курдами, так как без мира с ними развивать государство и противостоять террористической группировке «Исламское государство» невозможно, отмечает Попов. Несмотря на активную поддержку в правительстве и среди населения, представители оппозиционной республиканской народной партии уже выступили с критикой в адрес нового премьер-министра. «Хотелось бы, чтобы канцелярия премьер-министра основывалась на достижениях, а не на провалах, но сегодня Давутоглу заслуживает больше критики, чем похвал», - цитирует депутата Айкана Ердемира Reuters.