Активы Потанина могут быть арестованы

Бывшая жена Владимира Потанина Наталья попросила кипрский суд арестовать его зарубежные активы. Эта просьба может помешать реализации соглашения акционеров «Норильского никеля»
Владимир Потанин не собирается делиться активами с бывшей женой
Владимир Потанин не собирается делиться активами с бывшей женой / А. Махонин / Ведомости

Потанин (№ 8 в списке Forbes с капиталом в $12,6 млрд) получил развод в феврале 2014 г. и сразу подал иск о разделе имущества. В нем он указал, что готов отдать бывшей жене несколько квартир, дом и банковские счета. При этом бизнесмен не указал, что владеет крупными долями в каких-либо компаниях (ХК «Интеррос» или ГМК «Норильский никель»).

Наталья Потанина с осени прошлого года активно ведет поиск активов теперь уже бывшего мужа. В ноябре, когда стало известно о готовящемся разводе, Наталья обратилась в суды Восточного и Южного Нью-Йорка с просьбами разрешить ей запрашивать у граждан США документы об имуществе мужа и суд эту просьбу поддержал.

Вчера стало известно, что Потанина перешла к более активным действиям. Об этом сообщил ее адвокат Филипп Рябченко. «Практически все семейное имущество олигарха оформлено на офшорные компании», - заявил он. «Мы вынуждены были обратиться в кипрский суд с требованием о признании прав на компании и их активы, зарегистрированные на Кипре», - рассказал Рябченко. При этом он не сказал, в какой именно суд Кипра был направлен иск и в чем конкретно состоит просьба Потаниной - признать ее бывшего мужа владельцем офшорных компаний или сразу признать за ней часть этих активов из-за развода. В отношении каких активов будет подан иск, Рябченко не сказал.

Он лишь отметил, что сторона Потаниной попросила наложить арест на спорное имущество.

Одним из основных активов Потанина является доля в ГМК «Норильский никель».

Это следует из отчета «Норникеля» за IV квартал 2013 г. В документе говорится, что Interros International Investments Ltd контролирует 30,27% «Норникеля». При этом в отчете со ссылкой на соответствующие уведомления от Interros от апреля и сентября прошлого года указано, что конечным бенефициаром компании является Потанин. Но в отчете за I квартал 2014 г. упоминания об этом уже нет, хотя ссылки на уведомления Interros International Investments Limited сохранились, даты совпадают.

Представитель Потанина в бракоразводном процессе не смогла прокомментировать ситуацию с кипрским иском. Представители Потанина в юрисдикции США не ответили на вопрос «Ведомостей».

Если Наталья Потанина арестует активы бывшего мужа, то это может помешать реализации соглашения акционеров «Норникеля». Еще в декабре 2012 г. Потанин, совладелец UC Rusal Олег Дерипаска и Роман Абрамович договорились об основных принципах управления компанией. Ключевым элементом сделки стала продажа структурами Потанина и UC Rusal по 4,87% акций «Норникеля» компаниям Абрамовича. А затем все трое должны были внести по 7,5% акций на специальный счет. Управлять этим пакетом будет Millhouse Абрамовича. А если кто-то из партнеров нарушит акционерное соглашение, то другие получат право выкупить пакет нарушителя с 25%-ным дисконтом к рыночной цене.

Но передача акций до сих пор не состоялась, говорят три источника, близких к разным акционерам «Норникеля». Сделка планируется на лето, добавляет один из них.

Многое будет зависеть от юридического содержания ареста, считает адвокат межтерриториальной коллегии адвокатов «Клишин и партнеры» Андрей Шугаев. Если помимо продажи активов будет наложен запрет на различные действия с акциями компании, то это может привести к тому, что Потанин не сможет передать 7,5% акций. В таком случае партнеры по «Норникелю» будут обсуждать эту ситуацию отдельно, успокаивают два источника, близких к разным акционерам компании.

Неделю назад швейцарский суд обязал бизнесмена Дмитрия Рыболовлева выплатить бывшей супруге Елене 4 млрд франков (около 3,2 млрд евро, примерно половина состояния Рыболовлева). Бракоразводный процесс начался в 2008 г. В 2010 г. швейцарский суд заморозил основные активы Рыболовлева до окончания процесса, чтобы разделить имущество супругов. Но это не помешало Рыболовлеву продать 63,5% в «Уралкалии» и 20% в «Сильвините», так как имущество было передано в доверительное управление.

«Случаи Рыболовлева и Потанина кардинально различаются. То, что доли в «Уралкалии» и «Сильвините» принадлежали Рыболовлеву, был доказанный факт. А в случае с Потаниным сначала предстоит это доказать, а затем арестовывать активы», - считает Шугаев.