Антиамериканский саммит
Владимир Путин начал вчера двухдневный визит в Китай. Его первые результаты - почти 40 экономических соглашений и совместное осуждение политики СШАОтношения России и Китая вышли на новый исторический рубеж, заявил вчера президент России Владимир Путин на переговорах с председателем КНР Си Цзиньпином в Шанхае. Начался новый этап всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, говорится в принятом по итогам переговоров заявлении двух президентов. В присутствии лидеров были подписаны почти 40 соглашений между российскими и китайскими регионами, российскими частными и государственными компаниями с китайскими банками и предприятиями. Однако готовившийся несколько лет контракт на поставки российского газа в Китай «Газпромом» подписан не был (см. статью на стр. 10).
Кроме того, руководители Китая и России приняли участие в церемонии открытия совместных военно-морских учений «Морское взаимодействие - 2014», которые пройдут с 20 по 26 мая в северной части Восточно-Китайского моря. Всего в маневрах участвует 12 боевых и вспомогательных судов, в том числе от ВМФ России - шесть кораблей во главе с ракетным крейсером «Варяг», сообщается на официальном сайте Кремля. Выступая на церемонии, Путин напомнил о «давних традициях боевого товарищества», заложенных в годы Второй мировой войны, когда два народа «вместе противостояли агрессору», и выразил уверенность в дальнейшем укреплении связей в военной сфере в рамках «российско-китайского стратегического партнерства», говорится в сообщении на кремлевском сайте.
Вчерашняя встреча стала второй для российского и китайского лидеров в этом году, в 2013 г. они встречались трижды. В обращении друг к другу Путин и Си указывали, что стали друзьями.
В будущем, согласно заявлению президентов, Россия и Китай будут оказывать друг другу твердую поддержку в вопросах, затрагивающих их коренные интересы в обеспечении суверенитета, территориальной целостности и безопасности. Объединяет Китай с Россией также осуждение неприемлемых, по их общему мнению, методов в межгосударственном общении, среди которых практика введения односторонних санкций, попытки третьих стран вести деятельность, направленную на изменение конституционного строя другого государства и его вовлечение в какой-либо союз, одностороннее развитие глобальной противоракетной обороны, использование информационно-коммуникационных технологий в ущерб государственному суверенитету и неприкосновенности частной жизни.
Страны, практикующие эти неприемлемые методы, в заявлении не названы, но ранее Москва неоднократно указывала, что все эти действия характерны для США и стран Европейского союза. Примером «втягивания в союз» была Украина, глобальную ПРО развивают США, что вызывало критику и со стороны Пекина, имеющего территориальные споры с союзной американцам Японией, а примеры использования Вашингтоном информационных технологий «в ущерб государственному суверенитету» вскрыл Эдвард Сноуден, который в августе прошлого года получил временное убежище на территории России.
Крымские события отражения в заявлении не нашли, однако обе стороны выразили серьезную озабоченность продолжающимся на Украине внутриполитическим кризисом и призвали все регионы и общественно-политические группы страны вступить в широкий национальный диалог и совместно разработать концепцию дальнейшего конституционного развития государства.
Позицию Китая по Украине российские эксперты накануне встречи называли «дружеским нейтралитетом», так как в Совете Безопасности ООН Китай от голосования по украинской резолюции воздержался.
Очевидно, что процесс сближения России с Китаем, проходивший до сих пор «вяло и скрипуче» в силу инерции, резко катализировался вследствие внешних обстоятельств, говорит редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Неподписание газового договора эксперт считает позитивным фактором: это означает, что, несмотря на ухудшение переговорных позиций России вследствие западных санкций, Москва по-прежнему занимает жесткую позицию и не идет на уступки. На Западе это будут интерпретировать как неудачу, полагает Лукьянов, но гораздо хуже для России было бы, если бы она из-за политической конъюнктуры пошла на экономически невыгодную сделку. В то же время в совместной критике Москвы и Пекина в адрес США эксперт ничего удивительного не видит. Отрицательное отношение Китая к «гегемонизму США» хорошо известно и чем более глобальные вопросы затрагиваются в переговорах между Россией и Китаем, тем ближе их позиции, заключает Лукьянов.