Путин запретил ОСАГО с нагрузкой
Президент Владимир Путин поручил ЦБ и ФАС оградить автовладельцев от страховок, навязываемых вместе с полисом ОСАГО. Страховщики надеются, что реакция будет правовойОградят от «хотелок». Владимир Путин
президент России. «Желание страховых компаний получить побольше - оно естественное, а стремление общества оградить себя от завышенных хотелок страховщиков тоже абсолютно естественно и должно и будет поддерживаться государством». kremlin.ru
Это безобразие в полном смысле слова. С этим надо бороться», - заявил вчера Владимир Путин на форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ), комментируя вопрос об отказе страховщиков оформлять полисы ОСАГО без продажи дополнительных услуг. Путин сожалеет, что «не слышал раньше об этой проблеме». В советские годы по похожему принципу всех, кто хотел купить книгу Валентина Пикуля, заставляли приобретать «Целину» Леонида Брежнева, вспомнил президент: «Если это что-то похожее, то это, конечно, отвратительная практика в прямом смысле этого слова».
Он пообещал обратить на это внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной. Набиуллина, по его словам, пошлет сигнал в свои территориальные органы: «Будем за этим внимательно наблюдать». Он попросил ОНФ представить и свои предложения для корректировки закона об ОСАГО и нормативных актов: «Нас точно услышат и, я обещаю, соответствующие сигналы пошлют [страховым компаниям]».
Представитель ЦБ вчера не ответил на запрос «Ведомостей». Представитель ФАС не смог оперативно прокомментировать поручение Путина.
Отказ страховщиков продавать ОСАГО без обременения - дополнительных полисов, например, страхования жизни, здоровья и имущества, от несчастного случая и даже от укусов клещей - появился не на ровном месте, объясняют участники рынка. К этому привели убытки, возникшие в том числе после распространения на автострахование действия закона о защите прав потребителей. Так, суды начали присуждать 50%-ные штрафы к сумме исков недовольных выплатами граждан. В результате убыточность ОСАГО в большинстве регионов сильно выросла, заявили страховщики.
ФАС уже ведет работу по ОСАГО, заявления граждан из центрального управления передаются в региональные, где по итогам проверок проводятся необходимые мероприятия, объясняла ранее «Ведомостям» начальник управления по контролю за финансовыми рынками службы Ольга Сергеева. Всем обращающимся с подобными жалобами служба направляет памятку, как бороться с самоуправством страховщиков. Среди описанных способов есть и такой: если в компании уверяют, что у нее закончились бланки, клиент может направить заказное письмо (не позже чем за 30 дней до окончания действия полиса) с просьбой заключить новый договор. Компания не имеет права отказать в продаже полиса.
К началу 2014 г. ФАС получила от частных лиц из 46 регионов более 700 обращений с жалобами на 20 страховщиков, которые навязывают покупателям ОСАГО другие полисы и дополнительные услуги. Основной мишенью для потребителей стал «Росгосстрах» - крупнейший игрок на рынке ОСАГО. Так, УФАС по Свердловской области возбудило дело против компании за злоупотребление доминирующим положением, которое грозит страховщику оборотным штрафом (1-15% от сборов по ОСАГО в регионе за предшествующий нарушению год). В Свердловской области, где компания признана нарушителем, сборы по данному виду страхования в 2012 г. составили 1,6 млрд руб. (штраф - до 240 млн руб.).
Активнее других ведет себя ростовское управление ФАС. Оно возбудило дело о сговоре на рынке ОСАГО против «Ингосстраха», «Росгосстраха», «Уралсиба», МСК, МАКС, «Альфастрахования», «Северной казны», «Согласия», ВСК и «Гута-страхования» на основании «многочисленных жалоб граждан о навязывании дополнительных страховых услуг при желании заключить договор ОСАГО». Представитель управления Алексей Лубянов даже пообещал обратиться в Банк России с ходатайством «о принятии лицензионных мер» к «Росгосстраху» (в центральном управлении его инициативу не поддержали).
«Надеемся, реакция будет разумной, - говорит руководитель страховой компании. - И главное - правовой. Мы тоже против навязывания!» Продукты надо продавать, иначе клиента потеряешь навсегда, объясняет он свою позицию: вся мировая практика продаж построена на количестве проданных продуктов на клиента. Жалобы на ОСАГО - в пределах математической погрешности от проданных полисов, замечает он: «Если речь пошла о навязывании, тогда в первую очередь надо банковскими страховками заниматься». «Есть ли тариф, который ежегодно не индексируется хотя бы на инфляцию?» - задается он риторическим вопросом. «Если годами не принимать очевидных решений, никто не выживет, за это время только нормочасы на ремонт выросли в 7 раз», - констатирует собеседник «Ведомостей».