Sollers уехал с Кипра
Основной владелец Sollers Вадим Швецов послушался совета президента Владимира Путина и перевел контрольный пакет акций автомобильной компании с кипрской фирмы на российскуюВсе в одном месте. Владимир Путин
президент РФ. «Нельзя здесь зарабатывать деньги и пользоваться всем, а прибыль складировать где-то в другом месте, более благоприятном». 19 декабря 2013 г.
ОАО «Соллерс»
Автопроизводитель. Владельцы: Вадим Швецов (53,8%), остальные акции - в свободном обращении. Капитализация - 18,7 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, 2013 г.): выручка - 61,3 млрд руб., чистая прибыль - 3,6 млрд руб. Продажи на российском рынке (2013 г.) - 87 309 автомобилей.
До сих пор гендиректор Sollers Вадим Швецов контролировал 53,8% акций компании через кипрскую Newdeal Investments Limited, но 4 апреля эту долю приобрело зарегистрированное в Москве ООО «Эрфикс». По данным ЕГРЮЛ, эта компания была создана 31 марта и на 100% принадлежит Швецову. Представитель «Соллерса» отказался от комментариев. Источник, близкий к компании, подтверждает, что гендиректор перевел акции с принадлежавшего ему офшора на российскую структуру. Это сделано в рамках «рекомендованной деофшоризации», поясняет он.
Рекомендация исходила от президента Владимира Путина. В конце прошлого года он заявил, что российские компании должны платить налоги там, где получают прибыль (см. врез). Президент также предложил лишить компании, зарегистрированные в иностранной юрисдикции, права пользоваться мерами господдержки. «Им должен быть закрыт доступ к исполнению госконтрактов. Хочешь пользоваться льготами и получать прибыль, работая в России, - регистрируйся в российской юрисдикции», - говорил Путин.
Sollers был одной из таких компаний. Он владеет заводами, на которых производятся российские внедорожники «УАЗ», корейские SsangYong, японские грузовики Isuzu, а также Заволжским моторным заводом (ЗМЗ), выпускающим бензиновые и дизельные двигатели. Но контрольный пакет его акций принадлежал кипрской компании.
Перевод пакета в российскую юрисдикцию увеличит налоговые расходы Швецова. «В России транзитные дивиденды облагаются налогом только один раз, т. е., как бы ни была длинна цепочка, ведущая к бенефициару, налог в 9% заплатит только ОАО «Соллерс». ООО «Эрфикс» и сам Швецов от этой обязанности освобождаются», - объясняет руководитель отдела налоговой практики Sameta Андрей Панфилов. До этого «Соллерс» скорее всего должен был удерживать 5% от дивидендов, выплаченных кипрскому офшору, добавляет он. В случае если Швецов владел Newdeal Investments Limited напрямую и так же получал дивиденды, он должен был бы задекларировать их и уплатить с них налог по ставке 9%, но, как правило, офшорные структуры дивиденды не распределяют, говорит юрист.
В понедельник совет директоров «Соллерса» рекомендовал собранию акционеров утвердить дивиденды за 2013 г. в размере 1,8 млрд руб. Из них на долю структур Швецова приходится 968 млн руб. Если до сих пор они платили с них 5%-ный налог, то после перевода пакета в российскую юрисдикцию платежи вырастут на 38,7 млн руб.
«После перерегистрации в России у компании теоретически может возрасти риск отъема бизнеса», - допускает Панфилов. Но в целом после введения обязательного нотариального заверения сделок количество рейдерских захватов и «сделок под дулом пистолета» снизилось, отмечает он. «Да, остались серые нотариусы, но сейчас риск не получить госзаказ, когда твой акционер зарегистрирован в офшоре, намного выше», - резюмирует юрист.
В конце марта меры господдержки отрасли министр промышленности и торговли Денис Мантуров обсуждал с автомобильными компаниями. Представитель Volkswagen просил о смягчении условий соглашений по промсборке, а некоторые его коллеги предлагали возобновить программу утилизации автохлама, которая позволяла взамен сданного старого автомобиля получить скидку в 50 000 руб. при покупке новой машины, произведенной в России. Но поддержки у Мантурова идеи производителей не нашли. Позиция Минпромторга ясна, говорил сотрудник одного из автопроизводителей, поэтому очередной поход в министерство его компания не планирует.