Расхожий сюжет
В прокат выходит подростковая антиутопия «Дивергент» (Divergent). Ее воспитательный потенциал важнее развлекательногоХотелось бы, учитывая этимологию и применение слова «дивергенция» в различных науках, перевести название фильма как «Расхожденец», но, к сожалению, речь идет о девочке, а в женском роде это как-то не звучит. С другой стороны, и в наукообразном «Дивергенте» слышится что-то фонетически знакомое: если не «отщепенец» и «вырожденец», так «диссидент», «декадент», «деградант», одно слово - пятая колонна.
С определением в колонну у героини-подростка как раз сложности. Все ее ровесники - люди как люди. Обязательное психологическое тестирование выявляет у каждого одно из пяти базовых свойств, определяющих жизненное призвание. Это дружелюбие, искренность, эрудиция, бесстрашие и самоотречение. Первые два в фильме практического значения не имеют, а вот три последних присущи героине в равной степени. Эту опасную разносторонность надо скрывать.
Сюжет почти любой антиутопии состоит в противостоянии одиночки-инакомыслящего тоталитарной системе. В подростковой антиутопии инакомыслит, как правило, девочка. Во-первых, с ней легче идентифицироваться целевой аудитории. Во-вторых, сочиняют такие истории женщины, и непременно как минимум трилогиями. Так что за «Дивергентом» последуют «Инсургент» и «Эллегант» (фильмы уже в запуске).
Их главное отличие от «Голодных игр» не в том, что у писательницы Сьюзен Коллинз дети играют в «Зарницу» на выживание, а у писательницы Вероники Рот проходят жесткие тренировки и психологические тесты, а в том, что сочинения Коллинз популярнее. Поэтому большая часть публики «Голодных игр» (по крайней мере в Америке) знает сюжет еще до просмотра, а зрительниц «Дивергента» ждут сюрпризы.
Хотя понятно, что главная интрига для читавших и не читавших романы-первоисточники одна: кем же, кем окажется он. Тот, кого полюбит героиня, согласно авторскому замыслу такая противоречивая и внезапная. В фильме Нила Бёргера его играет Тео Джеймс, пока не слишком известный актер, но девочкам должен понравиться. Для мальчиков новости похуже: исполняющая главную роль Шейлин Вудли - далеко не Дженнифер Лоуренс из «Голодных игр», и требуется некоторое время, чтобы начать симпатизировать ей, а не ее задорной маленькой подружке, которую играет дочь музыканта Ленни Кравица. Но в маркетинговой логике «фильма для девочек» это как раз правильно: мальчик должен быть симпатичнее и любить героиню не за красоту, а за душевные качества. Крайний и очень успешный пример такого подхода представлен в «Сумерках», где героиня, чье лицо способны запомнить только фанаты, мечется между героями столь же модельной, сколь и разноплановой внешности - один из рекламы мужского парфюма, другой из рекламы трусов. И объективную сложность этого выбора весь мир переживает с неослабевающим волнением пять фильмов подряд. Дженнифер Лоуренс в «Голодных играх» тоже есть из кого выбирать. И лишь у героини «Дивергента» в этом смысле все просто: ее любовь - ее инструктор по боевой и идеологической подготовке.
В антиутопии должен быть милитаристский дух, а мужскую аудиторию нужно привлечь боевыми сценами. Поэтому из трех каст, к которым в силу природной склонности может примкнуть героиня, она выбирает «Бесстрашие», воспитывающее универсальных солдат. Это дает режиссеру возможность показать спортивных молодых людей, которые без устали прыгают, бегают, дерутся и стреляют (игра «Зарница» все-таки входит в комплект). А тем временем каста «Эрудиция» (ее лидера играет Кейт Уинслет) готовит переворот, чтобы свергнуть правящую фракцию «Самоотречение», к которой принадлежат и родители героини (Эшли Джадд и Джей Кортни). Так что боевые навыки ей понадобятся. И нестандартное мышление тоже. Побольше нестандартного мышления не помешало бы и авторам, но уж сколько есть. А теперь позвольте несколько строчек занудства.
Можно высмеивать упаковку и прямолинейную голливудскую мораль, но в воспитательном плане «Дивергент», несомненно, полезный фильм, и я пишу это не только без малейшей иронии, но и с грустью, потому что написать такое еще полгода назад мне даже не пришло бы в голову. А сегодня приходится признать: если школьники посмотрят это кино, возможно, их будет хоть немного труднее научить ходить строем и думать как все.
В прокате с 10 апреля