Бизнес готов заплатить за метро

Лев Кветной готов финансировать реконструкцию торговых точек в переходах метро. Но московские власти хотят потратить на эти цели прибыль метрополитена
Андрей Махонин/ Ведомости

Ассоциация «Арендаторы подземных пешеходных переходов столицы» готова инвестировать более 1 млрд руб. в реконструкцию торговых объектов на территории Московского метрополитена - «Ведомостям» удалось ознакомиться с письмом ассоциации мэру Москвы Сергею Собянину. В нее входят организации, которые арендуют площади у Московского метрополитена под мелкую розницу - всего около 40 малых предприятий, говорит Александр Золочевский, исполнительный директор ассоциации: «Участие арендаторов в реконструкции может существенно снизить бюджетные расходы Москвы, а также увеличить внебилетные доходы метрополитена. Мы готовы выступить как соорганизатор и соинвестор реконструкции».

Метрополитен должен получать доходы не только за счет пассажироперевозок, но и от использования принадлежащих ему коммерческих площадей, рассказывал «Ведомостям» руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов, речь шла о строительстве небольших торговых центров над выходами из станций метро, а ларьки и киоски Ликсутов предлагал убрать: «Они мешают движению людей». Но теперь департамент транспорта предлагает разработать концепцию размещения мелкорозничной торговли и в 2014-2015 гг. провести строительно-монтажные работы на 188 станциях метрополитена. Бюджет проекта - почти 11 млрд руб.: 3,5 млн - на проектно-изыскательские работы плюс 55 млн руб. - на реконструкцию за одну станцию, сказано в письме Ликсутова мэру. Финансировать работы чиновник предлагает из прибыли ГУП «Московский метрополитен».

Доходы метрополитена от аренды в 2012 г. составили, по данным департамента транспорта, около 200 млн руб., они должны увеличиться минимум до 1,32 млрд руб.

На балансе ГУП «Московский метрополитен» находится 135 переходов, в которых по состоянию на 2012 г. размещались примерно 2800 объектов торговли и сервиса, они занимают около 12 800 кв. м. Арендная плата за последние три года, по словам предпринимателей, увеличилась в 10 раз и составляет свыше 120 000 руб. за 1 кв. м в год. Предприниматели готовы разделить с московскими властями риски и вкладываться в программу развития мелкорозничной торговли в метро. Один из них - Лев Кветной, чьи компании ООО «Дегама» и ООО «Комстрой метро» управляют почти половиной торговых павильонов в метро - около 1500 торговых точек. «Фактически мы выполняем функцию управляющей компании: строим легковозводимые конструкции, обеспечиваем их электричеством, охраняем, поддерживаем порядок на прилегающей территории, находим и отбираем торгующие организации и даже занимаемся отловом бездомных животных в переходах», - рассказывает заместитель гендиректора «Комстрой метро» Александр Сизанюк. У компаний-арендаторов есть предложение: реконструировать торговые ряды и прилегающую территорию переходов за счет инвесторов на основании договора концессии, говорит он, а затем выбрать на тендере единую управляющую компанию, которая бы взяла на себя работу с компаниями-арендаторами, обслуживание торговых павильонов, а по окончании срока действия концессии передала торговые павильоны метрополитену. Доходность управляющих компаний в метро он оценивает в 10-20%.

В инвестициях готовы участвовать все крупные головные организации и часть мелких. «С начала 2013 г. аренда поднялась в 3 раза. Мы держимся до последнего, - рассказывает Игорь Ларионов, руководитель инициативной группы арендаторов. - Если город начнет реконструкцию, чтобы выставить их [павильоны] на торги, мы потеряем и места, и кредитоспособность: не получим кредиты под аукционы».

Бэла Айба, директор ООО «Авиком трейд» (107 павильонов), считает, что предприниматели, работающие в подземных переходах метро, бесправны: договоры с метрополитеном краткосрочные и их могут разорвать в любой момент. По словам Сизанюка, из-за повышения ставок компания закрыла павильоны в пяти переходах.

«Метрополитену для непрофильной деятельности придется создать аналог управляющей компании. Из цифр, запрошенных на реконструкцию, понятно, что затраты будут огромны и окупаться будут очень долго», - говорит один из арендаторов и приводит в пример торговые павильоны в Новокосине, которые метрополитен построил в конце августа 2013 г. и до сих пор не сдал.

В метрополитене отвечают, что реконструкцией занимается департамент транспорта. Запрос в департамент остался без ответа.