Сам себя не отделает
Российский рынок товаров для дома и ремонта продемонстрировал в прошлом году минимальный с 2005 г. рост: он прибавил только 7,8%, подсчитала аналитическая компания InfolineИсправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)
Российский рынок товаров для дома и ремонта (DIY) вдвое замедлил рост в 2013 г.: за год он прибавил лишь 7,8%, увеличившись до 970 млрд руб., подсчитали аналитики Infoline. Это минимальный рост с 2005 г. (см. график). Причем рынок рос в основном за счет инфляции, а реальное потребление все второе полугодие стагнировало, пишут аналитики.
Снижение спроса в 2013 г. затронуло всю непродовольственную розницу в России: покупательская активность стала ниже, реальные доходы растут медленнее, а обслуживание кредитов дорожает, объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Продавец бытовой техники и электроники «М.видео» замедлил рост выручки с 20% в 2012 г. до 11% в 2013 г. IKEA, торгующая товарами для дома, увеличила продажи в России в 2013 финансовом году (с 1 сентября 2012 г. по 31 августа 2013 г.) на 18%, тогда как годом ранее они выросли на 29%. Выручка арендаторов торговых центров «Мега» (проект IKEA Shopping Centres Russia) за год выросла на 10% против роста на 19% годом ранее. Продажи в финской сети K-rauta (принадлежит Kesko; седьмой по выручке DIY-ритейлер в России в 2012 г., по данным Infoline) сократились за прошлый год в России на 4,2% до 272 млн евро, в рублях рост составил 1,6%.
Британская Kingfisher (развивает сеть Castorama, это третий по выручке DIY-ритейлер) также называла российский рынок слабым. Прирост сопоставимых продаж (в магазинах, работающих больше года, like-for-like) снизился в России с двузначных цифр в начале года до однозначных, говорил исполнительный директор Kingfisher Иен Чешир инвесторам во время телефонной конференции, посвященной итогам III квартала 2013 г. «Мы видим более вялый рынок в России <...> [Но] в среднесрочной перспективе я не вижу причин не считать его фантастическим», - говорил Чешир.
Пока же «фантастические» показатели лишь у лидера рынка - Leroy Merlin (входит в Groupe ADEO), следует из данных Infoline. В прошлом году выручка Leroy Merlin росла быстрее, чем у конкурентов, говорит Бурмистров: сопоставимые продажи за год прибавили 12%, тогда как в среднем по рынку они росли лишь благодаря инфляции или не увеличивались вовсе. В 2012 г. Infoline оценивала объем продаж Leroy Merlin в России в 77 млрд руб. Сама компания финансовые результатыне раскрывает. Негативных изменений в продажах нет, продажи по-прежнему растут быстрее инфляции, говорит директор по маркетингу компании Филипп Мужо: «Теплая зима была нам на руку. Люди продолжали строить даже в низкий сезон. Leroy Merlin активизирует экспансию в России и в течение двух лет удвоит сеть гипермаркетов, заявляло в прошлом году руководство ритейлера. В 2013 г. компания открыла шесть магазинов (на начало 2014 г. сеть насчитывала 28 магазинов), в 2014 г. планирует открыть не меньше.
Активная экспансия французской компании создаст «очень серьезные проблемы» для игроков в сегменте soft DIY - т. е. торговцев, в доле выручки которых высока доля нестроительных товаров, считает Бурмистров. Для небольших и региональных компаний остается все меньше места на рынке: например, сеть «Старик Хоттабыч», в прошлом один из крупных игроков, в конце 2013 г. закрыла большинство магазинов, вспоминает Бурмистров, теперь у нее шесть магазинов против 36 на конец 2012 г. Ушли с рынка петербургские сети «Интексо» и «Искрасофт», красноярская сеть «Армада», говорит он. «Конкурировать по ценам с Leroy Merlin для них невозможно. У французской компании эффективные собственные торговые марки (СТМ), хорошая логистика, лучшие закупочные условия благодаря эффекту масштаба и работе на международном уровне», - перечисляет эксперт. Объемы продаж увеличиваются, это позволяет Leroy Merlin вести успешные переговоры с поставщиками по снижению закупочных цен, подтверждает Мужо. «Это положительно сказывается на выручке. Мы также продолжаем активно развивать наши СТМ <...> Мы прикладываем максимум усилий, чтобы к нам мог прийти покупатель с любым бюджетом», - говорит он. По подсчетам Infoline, если ритейлер сможет поддерживать темпы роста, то через три года оборот Leroy Merlin будет таким же, как у всей следующей за ним десятки крупнейших конкурентов.
Если негативные тенденции на рынке усилятся в 2014 г., то темпы роста розничного товарооборота на рынке DIY могут снизиться уже примерно до 4-6%, прогнозируют аналитики Infoline. Поддержать рынок DIY России в 2014-2016 гг. может стабильная ситуация на рынке жилья, указывает гендиректор Infoline Иван Федяков.
Но на рынке новостроек растет доля квартир с отделкой, и эта тенденция может изменить бизнес торговцев DIY. Еще два года назад в экономклассе вообще не было предложений квартир с отделкой, после кризиса продажи жилья упали почти до нуля и тогда вывод объектов с отделкой позволил сдвинуть их с мертвой точки, вспоминает гендиректор «Метриум групп» Мария Литинецкая. Сейчас в границах старой Москвы отделка есть в восьми комплексах массового сегмента (13% от общего числа проектов в нем), в бизнес-классе - только в одном корпусе ЖК «Лосиный остров» (менее 1%), в высокобюджетном сегменте - в трех проектах (ЖК Barkli Park, Barkli Virgin House и Barkli Residence; 9%). Но квартир с отделкой в массовом сегменте становится все больше - доля такого жилья может увеличиться до 30%, ожидает Литинецкая. А застройщики, строящие квартиры с отделкой, активно заключают договоры с крупными поставщиками, такими как IKEA и т. д., объясняет она.