Люди важнее нефти
В 2013 г. доходы консолидированного бюджета от налогов на труд - НДФЛ и социальных взносов - впервые превысили поступления от сырьевой ренты. Отношение государства к налогоплательщикам это не изменитПосле кризиса 2008 г. в стране стабильно повышались зарплаты, на это влияло два фактора: демография (трудоспособное население уменьшается, работники становятся более дорогими), а также политика самого государства - оно активно повышало зарплаты в бюджетном секторе, говорит Наталия Орлова из Альфа-банка. Влияние второго фактора гораздо сильнее, уверена она: бюджет становится все более социально ориентированным - и этот тренд будет продолжаться.
Доходы консолидированного бюджета России в 2013 г. выросли на 4,3%, отчиталось Федеральное казначейство: это на треть ниже инфляции и в 2,5 раза медленнее, чем годом ранее. Доходы федеральной казны и регионов росли примерно одинаковым темпом: 1,3 и 1,2% соответственно (более высокий темп роста консолидированному бюджету обеспечили доходы внебюджетных фондов).
Поступления от налогов на труд (на доходы физических лиц и страховые социальные взносы) превысили доходы от сырьевой ренты (налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты). Это произошло впервые (см. график на стр. 05). Рентные доходы стагнировали (их рост составил всего 1,2%), а доходы от налогов на труд росли быстро - на 13% - из-за роста заработных плат. В итоге доля ренты в совокупном бюджете России сократилась до 27,4%, а налогов на труд - возросла до 28,8%. При этом поступления от НДФЛ впервые превысили собранный налог на прибыль.
В сравнении с последним предкризисным 2007 годом доля «трудовых» доходов почти удвоилась. Но возросла и доля ренты (была 22,5%). Сильнее всего - почти вдвое - за этот период упала доля доходов от налогообложения прибыли компаний.
Сокращение доли нефтедоходов происходит в силу естественных причин - слабого роста добычи и стагнации мировых цен. Введение льгот не могло существенно изменить ситуацию, считает аналитик АК «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев. В 2013 г. были введены льготы на добычу трудноизвлекаемых ресурсов и льготы для отдельных территорий - Ямало-Ненецкого округа, например. Но добыча трудноизвлекаемых ресурсов невелика - всего около 1 млн т в год, или 0,2% всей добычи в стране, так что льгота не лишила бюджет значительных сумм, заключает Вахрамеев. Добыча нефти выросла на 1%, это обычный темп роста, поступления НДПИ были достаточно стабильны, продолжает он; немного снизилась среднегодовая цена на нефть. Доходы от экспорта нефти, газа и нефтепродуктов в рублевом выражении в 2013 г. сократились на 1%.
Логично, что доходы от налогов на труд растут, а рентные - сокращаются: если экспорт ресурсов и добыча практически не растут, а рост экономики, хоть и крайне замедлившись, продолжается, то доля нефтегазового сектора постепенно сжимается, говорит руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
В этом году из-за ослабления рубля доля рентных поступлений может вырасти, замечает он, в долгосрочной перспективе доля нефтегазовых доходов в общих доходах бюджета продолжит сокращаться.
Доля оплаты труда в структуре ВВП продолжает расти, включая скрытые заработки, но их доля достаточно стабильна, что говорит о росте и легальных заработков.
Из 75 млн трудоспособного населения России 20 млн заняты в госсекторе, а их зарплаты растут на 10-20% в год быстрее, чем в частных компаниях, приводит данные Орлова. Из-за конкуренции с госсектором зарплаты вынужден повышать и частный сектор, так что государство своими расходами косвенно влияет и на зарплатную политику компаний, отмечает она.
Но вряд ли превышение доли доходов от налогов на труд над сырьевой рентой приведет к тому, что у государства повысится ответственность перед налогоплательщиками, сомневается Орлова, ведь рост этой доли и вызван тем, что само государство и повышает зарплаты. Кроме того, НДФЛ платит население, а соцвзносы - работодатели, у этих налогоплательщиков разнонаправленные интересы, объясняет Орлова: компании теряют прибыль, несут издержки из-за высоких зарплат и требуют реформ, а население в целом довольно - люди рады росту зарплат.
Одно из объяснений причин «ресурсного проклятия» как раз в том, что государство, имея постоянный и надежный источник доходов в виде сырьевой ренты, в меньшей степени заинтересовано в создании условий для развития бизнеса и, соответственно, экономики, говорит Гурвич. И хотя процесс замещения сырьевых доходов будет медленно продолжаться, ожидать, что резко поменяется вся политика, не стоит, уверен он: «Так не бывает».
В 2013 г. из-за резкого торможения экономики и падения сальдированного финансового результата предприятий поступления налога на прибыль оказались меньше, чем годом ранее, почти на 300 млрд руб., или на 12% (в регионах они упали почти на 14%). В 2012 г. бюджетные доходы от налога на прибыль также падали - на 4%. В структуре доходов консолидированного бюджета по итогам 2013 г. доля поступлений от налога на прибыль в итоге оказалась меньше, чем НДФЛ. В региональных же бюджетах, куда НДФЛ поступает полностью, а налог на прибыль - почти полностью (федеральная казна забирает только 10% поступлений), доля доходов от налога на прибыль оказалась минимальной с кризисного 2009 года (21%), доля НДФЛ возросла до 31%. Шесть лет назад прибыль предприятий обеспечивала регионам каждый третий рубль доходов бюджета, НДФЛ - каждый четвертый.