Пять проблем бизнеса

Борис Титов попросит президента ввести суд присяжных для мошен-ников, ввести штрафы за экономические составы и создать институт следственного судьи. Не все идеи реализуемы, считают эксперты
Борис Титов считает положение бизнеса уязвимым
Борис Титов считает положение бизнеса уязвимым / М. Стулов / Ведомости

В апреле уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов подготовит свой первый ежегодный доклад президенту Владимиру Путину. Документ будет разбит на несколько частей по 26 направлениям (госзакупки, энергетика и др.), по числу общественных помощников омбудсмена, в каждой будут изложены пять основных проблем и предложены пути их решения. Инициативы будут сведены в итоговый документ на имя Путина на специальной конференции 15 апреля, рассказал «Ведомостям» Титов.

Не тот масштаб. 100000

человек, по предварительным подсчетам Титова, должны были подпасть под экономическую амнистию. Из-за сокращения перечня подпадающих под амнистию статей УК и обязательности погашения ущерба в итоге амнистировано 2314 человек

Опрос экспертов в уголовно-правовой сфере показал, что основные проблемы не меняются годами, следует из предложений помощника омбудсмена по вопросам незаконного уголовного преследования бизнесменов Андрея Назарова. Это намеренный перевод гражданско-правовых дел в уголовные; нарушение прав подозреваемого во время судебной экспертизы; возбуждение дел, несмотря на отсутствие ущерба, и игнорирование требования о наличии заявления потерпевшего; отказ правоохранителей квалифицировать преступления в сфере предпринимательства по соответствующей ст. 159.4 Уголовного кодекса. Наконец, предпринимательское сообщество обеспокоено законопроектом президента, который возвращает старый порядок возбуждения дел по налоговым преступлениям без обязательного заключения налоговой, констатирует Назаров.

Для того чтобы решить системные проблемы в уголовном судопроизводстве, Титов предложит президенту распространить право на суд присяжных на обвиняемых по ст. 159-159.6 УК (мошенничество) - это повысит состязательность процесса и устранит практику предъявления обвинения и вынесения приговоров по делам, которые были намеренно переведены из гражданско-правового в уголовное русло, пояснил Титов.

Гарантии правосудия в суде присяжных существенно выше, согласен адвокат Вадим Клювгант, но и они не панацея от искусственной криминализации гражданско-правовых отношений. Нет уверенности, что суд присяжных будет более объективен, спорит с ними член комитета по безопасности Госдумы, единоросс Илья Костунов, не все заседатели разбираются в тонкостях экономического законодательства, главную роль будут играть эмоции, причем не всегда в пользу обвиняемого.

Бизнес-омбудсмен поддерживает предложение своих экспертов ввести новый вид наказания - кратные ущербу штрафы (максимум до 10 размеров ущерба, но не более 50 млн руб., реальный срок только в случае неуплаты) по экономическим составам, включая мошенничество. Сейчас такой вид наказания предусмотрен за взятки. За экономическое преступление должно быть экономическое наказание, а лишение предпринимателей свободы исключает из экономики активных людей и демотивирует тех, кто хотел бы начать свое дело, поясняет Титов.

Для реализации этого предложения в России нет условий, предупреждает Клювгант, кратный штраф предполагает добросовестность следствия и суда, но сейчас никто не заботится о точности подсчета суммы ущерба. Штрафы необязательно делать астрономическими, но стоит проверять законность получения иного имущества и доходов преступника за несколько последних лет - если легальных источников нет, изымать его в доход государства, считает Костунов.

Наконец, президенту предложат ввести в России институт следственного судьи по экономическим составам, чтобы обеспечить контроль за соблюдением закона на этапе дознания. Он должен иметь полномочия по назначению экспертиз, избранию меры пресечения, признанию недопустимыми доказательств, полученных с нарушением закона. Одновременно предлагается ликвидировать институт предварительного следствия по экономическим статьям, чтобы все процессуальные решения в рамках следствия принимал суд.

Непонятно, на что будет опираться в таком случае суд, недоумевает Костунов, для защиты прав потерпевших и раскрытия экономического преступления необходимо собрать доказательства, в том числе путем оперативно-розыскной деятельности. Идея нереализуема, переход к иной судебной системе по отдельной категории дел невозможен, считает Клювгант. Как, например, вести следствие при совокупности обвинений (по экономической и неэкономической статьям), задается вопросом адвокат. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в воскресенье был недоступен для журналистов.