Джек Ма: «Интернет - это забег на 3 км», - Джек Ма, основатель и председатель совета директоров Alibaba Group

С точки зрения основателя китайской Alibaba Group, которая опережает по продажам eBay и Amazon, американские интернет-компании пока выигрывают у Китая лишь на дистанции в 100 м
Peter Parks
Peter Parks / AFP

Гроза банкиров

Alibaba одной из первых в Китае начала анализировать платежеспособность физлиц. Для этого использовались данные о сделках на ее сайтах. Сначала Alibaba продавала эти данные China Construction Bank. В 2011 г. Ма решил поднять цену на свои услуги, в итоге банк учредил собственный сервис оценки платежеспособности клиентов. Отвоевывать свой кусок рынка у банков Alibaba начала в прошлом году с сервиса Yu'e Bao (переводится как «дополнительное богатство»). Он рекламировался как место для управления избытками средств на платежных счетах. Но за полгода его работы 30 млн китайцев перевели туда деньги с банковских счетов. Неудивительно: Ма предлагает годовой доход в 4,5% против 0,35% по банковским депозитам, причем забрать деньги можно в любой момент. Уже в первый месяц работы сервис привлек $931 млн. На эти средства Alibaba выдает микрокредиты. «Китайский финансовый сектор, особенно банковский, работает лишь с 20% клиентов, оставшиеся 80% компаний никак не обслуживаются», - объяснял Ма. Следующий шаг - превращение китайского аналога PayPal под названием Alipay в средство для инвестирования в различные фонды.

Alibaba Group Holding Limited

Интернет-холдинг. Крупнейшие владельцы: японская Softbank Group (36,7%), Yahoo! (24%). Финансовые показатели (за 9 месяцев финансового года, закончившиеся 30 июня 2013 г.): выручка - $4,96 млрд, чистая прибыль - $2 млрд. Основана в 1999 г. группой компаньонов во главе с Джеком Ма, бывшим учителем английского языка. Владеет торговыми площадками Alibaba.com, Taobao, AliExpress, разработчиком технологических решений Alibaba Cloud Computing.

На стадионе «Желтый дракон» в городе Ханчжоу 16 000 человек скандируют во всю мощь легких: «Али, Алибаба!» Из динамиков льется тема из «Короля-льва», на поле выходит крохотная человеческая фигурка, затянутая в кожу. На голове - ирокез (на самом деле накладной), губы выкрашены черной помадой, а в носу - кольцо. Таким предстает перед своими сотрудниками Джек Ма и начинает громко исполнять песню, переделанную из Can you Feel the Love Tonight Элтона Джона.

Так Джек Ма отпраздновал десятилетие основания Alibaba - интернет-компании, сделавшей его миллиардером. Грядет еще один повод для праздника - самая успешная компания электронной торговли собирается провести IPO в США.

Ма много лет остается культовой фигурой в Китае. Сейчас Alibaba продает товаров больше, чем eBay и Amazon вместе взятые, почти на 2% китайского ВВП. 70% посылок в Китае приходится на отправления компаний из группы Alibaba. Около 80% онлайн-сделок проводится через ее сайты. И это только начало: около половины страны еще не знакомо с интернетом. В Китае более 600 млн пользователей интернета, и скоро эта страна отберет у США право называться крупнейшим интернет-рынком.

«Новый тип китайского предпринимателя»

В 2013 г. Ма стал «человеком года» по версии Financial Times. «Он олицетворяет собой китайский интернет со всем его потенциалом и противоречиями», - объясняет издание.

Для нации, успех которой в основном строится на копировании идей со всего света, Ма - настоящий инноватор. Пока его сверстники клепали «китайский Google», «отечественный Amazon» или «Twitter по-нашему», Ма в 1999 г. создавал в своей квартире В2В-модель, аналогов которой в то время не было. Или же они канули в Лету, не успев прославиться.

Теперь Ма замахнулся на новую цель - устроить локальную революцию в финансовом секторе Китая (см. врез). Этот шаг вызвал большой шум в отрасли, где доминируют госкомпании.

Еще один сюрприз Ма преподнес, когда в мае 2013 г. объявил о своей отставке с поста гендиректора Alibaba. «Я вижу, что молодежь в Alibaba мыслит лучше и свежее, чем я, у нее больше возможностей построить будущее, которое ей и принадлежит», - объяснял он в письме сотрудникам. Чтобы стартапы на вытеснили Alibaba с рынка, как когда-то сама компания - eBay, Ма решил придать холдингу больше гибкости и объявил, что единое целое теперь будет разбито более чем на две дюжины подразделений с высокой автономностью.

Но это не единственная причина ухода с поста гендиректора. 48 лет - самый возраст, чтобы заняться решением некоторых важнейших для Китая проблем, верит Ма, особенно борьбой с приближающейся экологической катастрофой.

Ма не ушел окончательно из компании, оставшись исполнительным председателем совета директоров. Но его решение не отдаваться без остатка гонке за богатством, а заняться улучшением собственной страны отражает глубинный сдвиг в китайском обществе. Сдвиг этот, кстати, имеет непосредственное отношение к развитию интернета. За три десятилетия двузначного экономического роста средний класс успел вырасти, окрепнуть, получить доступ к разным точкам зрения. И его больше не устраивает погоня за показателями ВВП как главный показатель развития страны.

«В Китае из-за многочисленных проблем с чистотой воды, воздуха, еды через 10-20 лет мы столкнемся и с множеством вызовов в сфере здравоохранения вроде роста заболеваемости раком. Вот почему [экология] - одна из областей, на которые я готов тратить деньги и время, - объясняет Ма свое решение. - Второе, во что я собираюсь вложиться, - культура и образование. Если этого не сделать, у молодых китайцев будет глубокий кошелек и поверхностный ум».

Оптимизм и энергия Ма уже вдохновили многих китайцев заняться в меру сил решением тех же проблем. Но не следует воспринимать Ма как идеального руководителя. Он полон противоречий. Некоторые бывшие коллеги опасаются, что невероятный успех и лесть подчиненных породили у него чрезмерную уверенность в своих силах, иллюзию, что ему ничего не стоит изменить мир.

Ма любит говорить, что интернет делает Китай более прозрачной и открытой страной, и буквально в той же фразе ратует за обязанность передавать властям информацию о любом человеке, осмелившемся критиковать в сети Коммунистическую партию Китая.

Ему самому не чужды авторитарные замашки, а склонность внезапно поворачивать бизнес-стратегию на 180 градусов заставляет некоторых сотрудников ворчать. Но в компании царит культ его личности, так что недовольные не осмеливаются на открытую критику.

«Любой, кто хочет чего-либо добиться в высокотехнологичной индустрии Китая, должен тщательно фильтровать высказывания о Джеке Ма, уж слишком он могущественен, - признает бывший его сотрудник, пожелавший сохранить анонимность. - Но даже люди вроде меня, не поддавшиеся культу поклонения, признают: он символизирует новый тип китайского предпринимателя, человека, у которого на старте практически ничего нет, но благодаря упорству и умению сплачивать людей он достигает высот».

Сам Ма объясняет свой успех просто: «Я черпаю вдохновение в фильме «Форрест Гамп». Он не самый умный парень, но он целеустремленный. У него нет особых талантов, но он очень, очень трудолюбив, а еще он прост и гибок».

«Китайские мозги не хуже западных»

Джек Ма, которого на самом деле зовут Ма Юнь, родился в Ханчжоу в 1964 г. Его родители зарабатывали на жизнь пинтаном - это традиционная форма китайского рассказа под аккомпанемент, где декламация перемежается пением. Главное, что получил Ма в наследство, - умение выступать на публике.

Его детство выдалось не слишком простым: родители остались без работы. Во время культурной революции, начавшейся в 1966 г., традиционный пинтан был запрещен.

В школе Ма не давалась математика, зато он увлекался английским. После смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. Китай стал более открыт внешнему миру, и Ма утвердился в мысли, что свяжет будущее с языком. Девять лет подряд он вставал рано утром и гнал на велосипеде к отелю «Ханчжоу», где ради языковой практики бесплатно помогал туристам или вел экскурсии.

Дважды он пытался поступить в университет - и дважды проваливался. В конце концов он пробился в Педагогический институт Ханчжоу, который успешно окончил в 1988 г.

Его мечта осуществилась: он преподавал английский в университете за целых $12 в месяц. Но в 1994 г. Ма решил, что такая судьба все-таки немного не похожа на цель всей его жизни. В 1994 г. он затеял собственный переводческий бизнес, перипетии которого занесли его в США, где Ма впервые увидел интернет в действии. В то время китайские государственные СМИ даже не упоминали о существовании такой штуки.

По китайской традиции копирования Ма попытался сделать китайский сайт - аналог справочника «Желтые страницы». Но дело не задалось. С горя Ма стал чиновником министерства внешнеэкономических связей и внешней торговли. Однажды ему поручили сопроводить американского бизнесмена к Великой стене. Гостем оказался Джерри Янг, один из основателей Yahoo!. От него Ма многое узнал о бизнесе в сети.

В 1999 г. Ма собрал 17 друзей и основал на своей ханчжоуской квартире компанию Alibaba. Одним из главных его вкладов были воодушевляющие речи. «Китайские мозги не хуже [западных], вот почему мы имеем наглость конкурировать с американцами, - эта речь Ма записана на видео. - Если мы - отличная команда, если знаем, к чему стремимся, то каждый из нас побьет десяток их!»

Модель Alibaba была проста. Есть мелкие и средние компании из развивающихся стран, которые ищут клиентов за рубежом. Как правило, ради этого они отправляются на специализированные выставки. Но это дорого. Так почему бы не открыть в сети нечто вроде рынка, где компании-потребители в развитых странах могут связаться с компаниями-поставщиками в странах развивающихся? Уже в октябре 1999 г. на площадке была размещена информация более чем о 40 000 фирм из Китая, Кореи, России и других государств, предлагающих все: от игрушек до слябов. Подразделение прямых инвестиций Goldman Sachs в том же году заплатило $5 млн за 25% акций Alibaba.

В 2003 г. Alibaba принесла первую прибыль своим основателям и запустила сервис Taobao - конкурента американского eBay, через который тогда совершалось 80% сделок купли-продажи между физлицами в Китае. В серии интервью зарубежным СМИ Ма объявил войну американцам. «EBay - это акула в океане, но я - крокодил в реке Янцзы. Если будем сражаться за океан, мы проиграем, но мы-то бьемся за реку и одержим верх», - говорил Ма в интервью Forbes.

Выглядело это как плохая шутка. Но прогноз, данный Ма еще в 1999 г., стал сбываться: «Интернет - это бег на дистанцию в 3 км. Американские компании выиграли всего лишь первые 100 м». В 2007 г. доля eBay на китайском рынке упала ниже 8%, а акции Taobao подорожали на 84%.

В августе 2005 г. Ма договорился со своим старым другом Янгом о сделке по обмену активами. Yahoo! заплатила $1 млрд и передала Alibaba свой бизнес в Китае в обмен на 40%-ную долю в китайском холдинге. Вместе с бизнесом Yahoo! Ма унаследовал скандал, который на Западе бросал тень на его репутацию, а в глазах китайских чиновников, напротив, ее улучшал.

«Наша вода стала непригодна для питья»

В сентябре 2005 г. ассоциация «Репортеры без границ» объявила об итогах собственного расследования. Якобы Yahoo! предоставляла властям Китая информацию о письмах, которые отправляли китайские диссиденты. В частности, корреспондент китайской газеты Contemporary Business News Ши Тао отослал в зарубежные СМИ репортаж о 15-й годовщине событий на площади Тяньаньмэнь, за что был обвинен в отправке за рубеж информации о государственной тайне и приговорен в апреле 2005 г. к 10 годам тюрьмы.

Допустил бы Ма повторение этой истории, будь он в то время официально ответственным за деятельность Yahoo!? Он отвечал недвусмысленно: «Мы создаем для акционеров добавочную стоимость, а они не хотят, чтобы мы встали в оппозицию правительству и обанкротились. Что бы [власти] ни велели, мы это сделаем».

В конце прошлого года Ма спросили, нет ли у него трений с китайскими чиновниками. В ответ он заметил, что в Китае, да и вообще где-либо, никогда не было компании такого же масштаба, как Alibaba. На ее ресурсах зарегистрировано более 600 млн аккаунтов, а на сайты ежедневно заглядывает 100 млн покупателей. «Поначалу, подозреваю, правительство это беспокоило, - рассуждает Ма. - Но мы сосредоточились исключительно на бизнесе и создании новых рабочих мест. Теперь, кажется, государство подуспокоилось на наш счет».

Своим работникам он объяснял более образно: «[Alibaba] будет жить в любви с правительством, но никогда не вступит в брак». Год за годом Ма упорно отказывается от предложений учредить СП с госучастием.

Но если не считать китайских властей, Ма готов ввязаться в перепалку с кем угодно. Например, с той же Yahoo!. В 2010 г. между Google и Пекином разгорелся спор о том, насколько жестко фильтровать материалы поиска для китайских пользователей. Дело дошло до хакерских атак с китайской территории на Google и автоматического перенаправления китайских юзеров с цензурируемого Google.cn на гонконгский нецензурируемый сайт Google.com.hk.

Yahoo! заявила, что поддерживает борьбу своего конкурента за свободу информации. Alibaba немедленно уточнила, что совершенно не разделяет позицию держателя 40% своих акций.

В прошлом году Ма долго ссорился с Гонконгской биржей, где планировал разместить акции Alibaba. Под такое событие неплохо бы изменить правила листинга биржи. Это проще, чем менять что-то в Alibaba, убеждал он. Например, гонконгская площадка не разрешала использовать двухклассовую структуру владения акциями, которая позволила бы после размещения учредителям и ключевым акционерам сохранить контроль над компанией. В итоге стороны не договорились, Ма ищет возможности для IPO в США.

В самой Alibaba культивируется бойцовский дух. Ее сотрудники, или, как их называют, «люди Али», носят прозвища по именам героев книг о кун-фу, которыми сам Ма зачитывался в юности. Его кличка взята из романа Цзинь Юна «Улыбка гордого странника», по которому позже был снят сериал. Фэн Цинъян - непредсказуемый и агрессивный затворник. Для Ма ассоциация с бойцами кун-фу - больше, чем забавная традиция. «Люди не представляют, как произведения о войне и кун-фу влияют на Ма и его бизнес-стратегию, - рассуждает близко знающий его человек. - Они подпитывают его идеализм, ведь во всех речь идет о героях, идущих верным путем».

Если не брать в расчет членов компартии Китая, вряд ли кто-то еще в Китае обладает большим влиянием на жизнь простых людей, нежели Ма. Его решение заняться экологией и образованием доказывает, что его амбиции распространяются гораздо дальше финансов. В прошлом году он опубликовал эссе, в котором попытался обрисовать свои взгляды.

«Интернет произвел революцию в торговле. Но мы в Alibaba верим, что он точно так же совершит переворот в индустриях, основанных на обмене информацией: в финансах, образовании, здравоохранении. Когда произойдут эти перемены, к которым все мы причастны, дух равноправия и открытости, лежащий в основе интернета, даст возможность китайскому обществу совершить скачок в развитии в сторону укрепления институтов и социальной инфраструктуры», - пишет он.

Не обошлось и без мрачных предупреждений: «Наша вода стала непригодна для питья, пища несъедобна, молоко отравлено, а хуже всего, что воздух наших городов загрязнен до того, что через него не видно солнца. 20 лет назад народ Китая был сосредоточен на экономическом выживании. Сейчас у людей жизнь куда лучше и большие планы на будущее. Но эти мечты обернутся пустыми мечтаниями, если мы не сможем увидеть солнце».