Цитата недели
«По примерным прикидкам, размер коррупции при строительстве крупных инфраструктурных объектов [в Сочи] мог достигать 30%». Жан-Франко Каспер, член Международного олимпийского комитетаПо оценке члена МОК Жан-Франко Каспера, треть из $50 млрд, потраченных на подготовку Сочи к Олимпиаде, могла быть украдена. Об этом он сказал 8 января на швейцарском канале SRF. Каспера процитировали крупнейшие мировые информагентства. Спустя два дня в интервью AP спортивный чиновник попытался взять свои слова обратно. Получилось, правда, не очень. У него нет доказательств коррупции в Сочи, а оценку украденного на Олимпиаде он дал, исходя из общего представления о том, что происходит в России.
На вопрос, сколько украдено на Олимпиаде в Сочи, не может быть ответа. Во-первых, проект настолько большой, что за всеми участниками усмотреть невозможно. Свести коррупцию к минимуму может только эффективное антикоррупционное законодательство и максимально прозрачные действия заказчика, т. е. государства, при выборе подрядчиков.
Во-вторых, что считать коррупцией? Например, свидетельствует ли о ней тот факт, что большинство олимпийских подрядов получили компании Аркадия Ротенберга, давнего знакомого президента? Ни об одном связанном с этим фактом деле, которое расследовали бы правоохранительные органы, не известно. Но есть дела о попытках подрядчиков завысить стоимость возводимых за госсчет объектов. Считать ли это коррупцией?
Заявления Каспера получили резонанс по двум причинам. Впервые о коррупции в Сочи заявило официальное высокопоставленное лицо. По репутации Олимпиады в Сочи нанесен удар со стороны, откуда его не ждали, хотя Каспер и раньше критиковал Россию - за решение сократить зрительские места на лыжных стадионах. Его последнее выступление наделало бы куда меньше шума, если бы у Олимпиады в Сочи было грамотное информационное сопровождение. Но с 2007 г. российские власти говорили об Олимпиаде только хорошее, а на публичное обсуждение проблем администрация президента наложила табу. Никто не объяснил, почему затраты на подготовку к Олимпиаде увеличились с 316 млрд до 1,5 трлн руб. Сколько государственных средств (не только федерального бюджета, но и госкомпаний, а также ВЭБа) было потрачено на Сочи? Счетная палата засекретила проверки «Олимпстроя», а нынешний президент госкорпорации Сергей Гапликов почти не общается со СМИ.
Отсутствие ответов, скрытность наталкивают на подозрения в коррупции и воровстве. Между тем первоначальные затраты на олимпийские стройки вырастали и в других странах. Например, США потратили на подготовку Солт-Лейк-Сити $2 млрд вместо $800 млн, а подготовка Турина обошлась в $3,6 млрд вместо $2,1 млрд. Что касается засекречивания расходов на Олимпиаду и затрат государства, то это недопустимо. Налогоплательщики должны знать, на что идут их деньги. Вместо этого им рассказывают сказки про «частные» инвестиции «Газпрома», РЖД и Сбербанка.