Олимпийский резерв

Для управления главными объектами олимпийского Сочи были найдены и обучены 19 суперменеджеров. Пока не ясно, чем они станут заниматься в дальнейшем
А. Таранин
А. Таранин

Четвертого июля 2007 г. 27-семилетний директор воронежского деревообрабатывающего комбината Дмитрий Григорьев ликовал у телевизора, когда из Гватемалы сообщили, что следующая зимняя Олимпиада пройдет в Сочи. «Но я не предполагал, что через три года мне позвонит рекрутер и предложит принять участие в конкурсе на должность менеджера одного из соревновательных объектов Олимпиады, - вспоминает Григорьев. - Сперва подумал, что это розыгрыш. Но когда увидел, что последние цифры номера, определившегося в телефоне, оказались «2014», сказал «да» не раздумывая».

Через мелкое сито

В оргкомитете «Сочи-2014» этих проектных директоров называют венью-менеджерами (venue managers - менеджеры места). Уникальность должности для России в том, что таким менеджерам предстояло справиться с оперативным управлением объектами, в том числе и соревновательными, на всех этапах подготовки Игр: начиная со строительства самих объектов через подготовку и проведение тестовых мероприятий вплоть до завершения Игр и переоборудования подотчетного им объекта. После телефонных интервью, где оценивался опыт работы, из 2500 кандидатов осталось 268, рассказала Светлана Симоненко, управляющий директор консалтинговой компании Detech (ее сотрудники тестировали кандидатов). После очных интервью с рекрутером, при которых присматривались к лидерским качествам и ожиданиям кандидатов, осталось 87 человек, после тестов в «Центре оценки» осталось 23, после глубинных интервью - 19 человек. Возраст суперменеджеров - от 33 до 51 года. Из них две женщины.

Особые требования

Как рассказали «Ведомостям» в оргкомитете «Сочи-2014», Григорьев был одним из 2500 кандидатов на должности руководителей основных олимпийских объектов. Он прошел конкурс и оказался самым молодым кандидатом - на тот момент ему исполнилось 30 лет. Ради олимпийской гонки он уволился с прежнего места работы задолго до окончания тестирования. «Я покинул тот проект еще до окончания конкурса, не зная, попаду на Олимпиаду или нет, - вспоминает Григорьев. - Впрочем, с самим конкурсом это связано не было: к тому времени я понимал, что моя миссия на том проекте была выполнена и мне нужно двигаться дальше».

Ради шанса стать частью олимпийского проекта оставил должность топ-менеджера крупной девелоперской компании «Пионер» и Владимир Черкасов. Летом 2010 г. вице-президент оргкомитета «Сочи-2014» Сергей Бондаренко, с которым Черкасов был знаком лично еще по учебе в МГИМО, предложил ему попробовать свои силы. «Я даже не раздумывал: подобные предложения случаются раз в жизни, глупо было отказаться. Тем более что всю жизнь с самого детства был связан со спортом, а именно с хоккеем: учился в спортивной школе ЦСКА, закончил кафедру хоккея Государственного центрального института физкультуры, после чего получил второе высшее - в МГИМО».

«Перед оргкомитетом стояла задача найти 14 руководителей объектов, в том числе для 10 спортивных, - вспоминает Светлана Симоненко, управляющий директор консалтинговой компании Detech (ее сотрудники принимали участие в отборе и тестировании кандидатов). - Уже на момент создания вакансии стало ясно, что готовых специалистов подобного профиля и необходимого уровня в России нет, а привлечение их из других стран невозможно. Поэтому совместно с Detech оргкомитетом был сформулирован список компетенций, которыми должны обладать менеджеры. Этот список основывался на опыте предыдущих Игр, в частности зимних Игр в Ванкувере 2010 г., и, что важно, учитывал российские и региональные особенности.

В оргкомитете отказались называть суммы, затраченные на отбор и дополнительное обучение суперменеджеров, как и разглашать информацию об их материальном вознаграждении. Но пояснили, что объем работы и уровень ответственности, лежащий на руководителе соревновательного объекта, поистине колоссальны. Это координация действий всех служб в случае возникновения любой непредвиденной ситуации, комфортное размещение гостей Игр и спортсменов, обеспечение эффективного функционирования обслуживающего персонала, охраны, экстренных служб, доступа прессы. Ежедневно в своей работе проектный менеджер взаимодействует не только с представителями различных «функций» внутри оргкомитета («Спорт», «Транспорт», «Медицина», «Логистика», «Безопасность», «Пресса» «Размещение», «Аккредитация», «Организация питания» и т. д.), но и с администрацией города, строительными компаниями и подрядчиками, членами МОКа, представителями спортивных федераций, СМИ и многими другими. Естественно, это повлекло за собой особые требования к кандидатам на данную позицию.

Чему их учили

Григорьеву достался конькобежный центр «Адлер-арена»: «Я его не выбирал, но, когда меня спросили, куда хочешь, сказал, что хочу не в горы, а на лед. Так случилось, что в первую неделю работы мне дали сразу четыре объекта: конькобежный центр, керлинг, фигурное катание с шорт-треком и тренировочную арену. Потом были перестановки внутри функции - мне остался керлинг и конькобежный центр. С августа 2011 г. занимаюсь исключительно конькобежным центром», - рассказывает он. Олимпийский проект стал для Григорьева своеобразным стартапом, где нужно было все изучать с нуля. «Разумеется, мои прежние проекты были несоизмеримы ни по масштабам, ни по профилю, но подходы к расчетам, планированию бюджета, кадровые вопросы, по сути, были те же, - рассказывает Григорьев. - Пригодились и знания, которые приобрел за семь лет учебы в Англии, куда отправился сразу после девятого класса. Сперва 4 года учился в Брайтон-колледже, затем в университете в Уорвике два года - на факультете компьютерных наук (программирование) и год в бизнес-школе университета - на модулях маркетинга, управления организационным поведением (новый HR) и моего любимого и, как потом выяснилось, самого полезного операционного менеджмента. А вот спортивную часть пришлось изучать практически с нуля. Я играл в регби на достаточно высоком уровне, в хоккей на траве, футбол, водное поло, стрелял из спортивной винтовки на соревнованиях за школу в Брайтоне. Но я не профессиональный спортсмен. Пришлось изучать все с азов - и особенности игрового поля, и оборудование, и технологию подготовки льда, специальное кондиционирование воздуха, нужно было вникнуть и в строительную часть объекта».

Черкасову достался Большой ледовый дворец «Большой». Спортивное образование было одной из самых сильных его сторон. «Опыт работы в строительстве и эксплуатации помог на первых порах, ведь к моменту, когда я вступил в должность менеджера Большого ледового дворца, были готовы только стены объекта, - вспоминает Черкасов. - Потом пришлось многому учиться, подтянуть английский. Я закончил английскую спецшколу, но долгое время не имел языковой практики. Благодаря коллегам-экспатам это было несложно. Необходимо было серьезно заняться тайм-менеджментом - заново пересмотреть организацию своего рабочего времени, чтобы все успевать. Пришлось учиться общению с большим количеством контрагентов разного уровня - от прораба и электрика на стройке до федерального министра: к примеру, с кем-то надо уметь общаться на простом житейском языке, с кем-то говорить исключительно на языке фактов и цифр».

Солдаты матрицы

«Такой менеджер является практически универсальным управленцем, - поясняет Карина Худенко, партнер PwC. - Они обучались по программе, разработанной PwC, включающей как управление людьми (кросс-культурное взаимодействие, межпоколенческие различия, управление толпой и стрессовыми ситуациями), так и тренинги по эффективным коммуникациям, ассертивности, мотивации команды. Кроме очень сильных организационных и управленческих навыков, эти менеджеры должны обладать глубокими знаниями индустрии, в которой работают, причем для менеджеров объектов это не только знание тонкостей и нюансов проведения спортивных мероприятий, но и знание протокола, системы питания и снабжения объектов и массы других вопросов».

«Поначалу было сложно привыкнуть к матричной модели управления, решать проблему двойного подчинения сотрудников - когда представители различных направлений выполняют распоряжения руководителей объектов и руководителей функциональных направлений всего олимпийского проекта, - рассказывает Черкасов. - К примеру, руководитель транспортного отдела на моем объекте подчиняется мне и руководителю транспортного направления всего проекта. Подобных сквозных направлений более 35, среди них транспорт, медицина, питание, уборка, логистика, протокол и т. д. Кроме того, надо было научить ребят работать открыто, активно коммуницировать друг с другом, решать вопросы сообща - со специалистами соседних департаментов».

«Матричная система управления - неизбежное настоящее и будущее для крупных компаний и организаций, - уверена Худенко из PwC. - Ее внедрение - непростая задача не только для руководителей, но и для подчиненных, поскольку она идет вразрез с культурой единоличного управления, предполагает высокий уровень самостоятельности в принятии решений подчиненными и очень эффективную систему коммуникаций».

«Думаю, меньше рутины, чем в нашей работе, не найти, - улыбается Григорьев. - Практически каждую неделю что-то меняется. Планирование идет на годы вперед. При этом планируем работу по дням, часам, минутам и даже секундам. Тут нужно вникать в особенности каждой функции: как работает обслуживание зрителей, как функционирует питание, технологии, как работает транспорт... Нам надо понимать, как действие или бездействие каждой функции влияет на работу всего объекта целиком. Нужно глубоко вникнуть в потребности всех клиентских групп: зрителей, спортсменов, прессы, олимпийской семьи, персонала».

Уйдут нарасхват

До начала Олимпиады осталось менее 100 дней, после чего суперменеджерам придется сложить полномочия. «Что потом, после Олимпиады? Не знаю. Месяц отпуска как минимум. А там посмотрим, - пожимает плечами Григорьев. - Мне нравится то, чем сейчас занимаюсь, хотелось бы остаться в этом бизнесе».

«Сейчас для меня главное - Олимпийские игры; конечно, я думаю, чем заниматься после Игр, но, думаю, имея такой уникальный опыт управления, смогу найти себе достойную работу, - говорит Черкасов. - Главное, что дал мне этот проект уже сейчас, - ощущение, что нет ничего невозможного, нужно только, во-первых, много работать, во-вторых, очень любить дело, которым занимаешься».

«Трудоустройство менеджеров олимпийских объектов после Игр на похожие позиции где-то еще необязательно, - говорит Худенко . - Современные тенденции рынка труда предполагают, что эффективный управленец может быстро переключаться на различные бизнес-задачи и приобретать в процессе непрерывного обучения необходимые для этого технические знания и навыки. До работы в оргкомитете у них был разнообразный индустриальный опыт работы, и многие смогут продолжить работать в этих индустриях на ролях, требующих навыков проведения переговоров на высоком уровне или международного сотрудничества».

По словам Худенко, будущее рынка труда - создание временных рабочих команд и организация их эффективной работы, причем не только для проведения мероприятий в сфере спорта, политики, образования или культуры, но и в бизнесе. «Хочется верить, что кто-то из олимпийских менеджеров решит использовать свои обширные знания и предпринимательский талант для создания собственного бизнеса и развития малых предприятий в Сочи, в регионах, по всей стране», - заключает эксперт.