Оружие для старого друга
Ангола становится крупнейшим покупателем российских вооружений в Африке южнее Сахары - подписан пакет контрактов на $1 млрдИтогом поездки российского вице-премьера Дмитрия Рогозина в Анголу на прошлой неделе стало подписание пакета контрактов на сумму $1 млрд между «Рособоронэкспортом» и министерством обороны этой страны, сообщили источник, близкий к руководству «Рособоронэкспорта», и чиновник, близкий к Министерству обороны России. Представитель «Рособоронэкспорта» от комментариев отказался, получить комментарии представителя Рогозина не удалось.
По словам собеседников «Ведомостей», в пакет вошла поставка 18 истребителей Су-30К, стоимость которых вместе с ремонтом и вооружением составляет до половины всего пакета, а также поставка запчастей к вооружению советского производства, легкого и стрелкового оружия, боеприпасов, танков и артиллерийских установок и транспортных вертолетов Ми-17, говорят собеседники «Ведомостей». Кроме того, стороны договорились построить в Анголе завод по производству патронов. Истребители Су-30К - это бывшие индийские машины, которые были поставлены в конце 90-х временно, до разработки более совершенных Су-30МКИ, они были возвращены в 2007 г. и, будучи в собственности корпорации «Иркут», хранились на авиаремонтном заводе в белорусских Барановичах. Ранее их предлагали к продаже Судану и Вьетнаму, говорит источник, близкий к «Рособоронэкспорту».
Точную сумму контрактов спецпредставитель президента по сотрудничеству со странами Африки сенатор Михаил Маргелов не подтвердил, но, по его мнению, удивляться информации о крупном размере пакета не стоит: объем торгово-экономического сотрудничества стран большой, причем не только в военно-технической сфере, хотя пока Россия во внешнеторговом балансе Анголы не занимает высокого места. По экспорту первенство удерживают импортеры ангольской нефти: США - 44%, на втором месте Китай - 19%, по импорту на первом месте Португалия (15%), на втором - ЮАР (12%), говорит Маргелов. Нарастить объем, полагает сенатор, возможно за счет расширения сотрудничества в ВТС, космосе, добыче алмазов и банковской сфере.
Ангола - один из российских плацдармов в Африке, страны выступают единым фронтом в международных организациях, позиции по международным вопросам близкие или единые: например, Луанда поддерживает Москву в сирийском вопросе, говорит Маргелов.
Тесные политические связи, установившиеся во время поддержки СССР освободительного движения в Анголе, и давнее сотрудничество в ВТС - основные составляющие российско-ангольского партнерства, однако политическое взаимодействие превосходит экономическое, говорится в обзоре двусторонних отношений Южно-Африканского института международных дел: Россия единственная из стран БРИКС не входит в десятку торговых партнеров Анголы, занимая только 27-е место в списке. Это связано с тем, что экономики стран не дополняют друг друга: обе страны - экспортеры энергоресурсов, ангольские товары не представляют интереса для России, а российское оборудование стоит слишком дорого, дешевле получить китайский аналог, говорит один из соавторов исследования Владимир Шубин из Института Африки РАН. Москва также продолжает обучать ангольских офицеров - в 2012 г. более 500 ангольцев прошли обучение в российских военных университетах, говорит он, но среди поставщиков вооружений в страну в последние годы активны Бразилия и Китай.