Государство обновит вагоны
Железнодорожные операторы могут взять вагоны повышенной грузоподъемности в лизинг без авансовых платежей, но взамен они должны утилизировать старый подвижной составВагоны со скидкой. 20000
Государство в 2015-2016 гг. компенсирует лизинговым компаниям авансовые платежи для покупки инновационных вагонов (вагон с нагрузкой на ось от 25 т), следует из проекта федерального бюджета на 2014-2016 гг. Это распространяется не только на лизинговые компании, но и на операторов - покупателей вагонов. Но чтобы получить субсидию, покупатель таких вагонов должен предъявить свидетельство об утилизации старых вагонов. В 2015-2016 гг. на это может быть потрачено из бюджета 4,5 млрд руб. Субсидирование авансовых платежей - часть ФЦП «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (утверждена в июне).
Меры господдержки компенсируют оператору 10% от цены вагона (200 000 руб.): от утилизации вагона оператор получит 130 000-150 000 руб., а инновационный вагон стоит более 2 млн руб., рассчитал гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Покупатели инновационных вагонов получат еще и скидку на инфраструктурную составляющую тарифа при перевозке грузов в инновационных вагонах - приказ об этом ФСТ выпустила весной. Скидка может достигать 6%. Но не исключено, что цена инновационного вагона из-за мер господдержки вырастет, полагает он.
Но субсидирование спроса на инновационные вагоны позволит ускорить обновление парка полувагонов, хопперов и нефтеналивных цистерн, говорит Бурмистров. По его данным, парк полувагонов изношен на 30%, хопперов - на 73%, цистерн - на 55%.
Сейчас вагоны повышенной грузоподъемности производят «Уралвагонзавод» и Тихвинский вагоностроительный завод (входит в Объединенную вагонную компанию (ОВК) группы ИСТ).
Первым крупным покупателем инновационных вагонов оказалась СУЭК. В начале сентября она подписала с ОВК пятилетний договор лизинга 6000 вагонов. Благодаря вагонам с повышенной грузоподъемностью СУЭК рассчитывает увеличить объем погрузки на 8% и экономить на перевозке за счет тарифной скидки, объясняла угольная компания. Инновационные вагоны покупала и Федеральная грузовая компания («дочка» РЖД), думает об их приобретении «Нефтетранссервис». С представителем «Уралвагонзавода» связаться не удалось, его коллега из ОВК отказался от комментариев.
С начала года погрузка на сети РЖД снизилась на 3,2% до 819,7 млн т, упал спрос и на новые вагоны. По данным Бурмистрова, с начала года он со стороны операторов снизился в 2 раза (40% вагонов заводы продают своим «дочкам»), а средний возраст вагонов по итогам I квартала 2013 г. составил 15,5 года. Поэтому правительство и разрабатывает различные меры стимулирования спроса, объясняет эксперт. Летом министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил, что правительство готово субсидировать и производство вагонов с нагрузкой на ось менее 25 т. Разработаны меры и для вагоностроителей: субсидии для заводов в 2013-2014 гг. должны составить 12,8 млрд руб. Но взамен вагоностроители должны дать покупателям сопоставимую скидку на вагоны.