Daimler смирился с «Авилоном»
«Авилон» останется дилером Mercedes - компании, едва не рассорившиеся из-за российской коррупции, заключили мировое соглашениеАрбитражный суд Москвы зарегистрировал ходатайства «Авилон автомобильная группа» и «Мерседес-Бенц рус» об утверждении мирового соглашения 20 сентября, следует из судебной картотеки. Мировое соглашение между компаниями было подписано вчера, сообщил представитель автодилера. Оно «устраняет юридические разногласия по трактовкам и формулировкам вопросов расторжения договора без объяснения причин», передала «Ведомостям» финансовый директор «Авилона» Ирина Монахова.
«Разногласия по трактовкам» начались после того, как в 2010 г. Daimler по итогам антикоррупционного расследования в США обязался выплатить штраф в $185 млн: американский минюст установил, что компания в 1998-2008 гг. давала взятки чиновникам 22 стран, в том числе России. Крупнейшим поставщиком Mercedes для госструктур в России был как раз «Авилон». С начала 2011 г. «Мерседес-Бенц рус» взял продажи связанным с государством клиентам в свои руки, а в ноябре 2011 г. предупредил «Авилон», что разрывает с ним дилерский контракт с ноября 2012 г. Российское представительство Daimler не было заинтересовано в расторжении договора с одним из лучших дилеров, рассказывал «Ведомостям» бывший сотрудник компании-дистрибутора, инициатива исходила из Германии.
Доля «Авилона» на рынке стала падать. В 2010 г. у него купили 4758 Mercedes, а в 2012 г. - 4902. Скромный рост на 3%, при том что общие продажи Mercedes в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за два года выросли на 48%. Правда, выручка «Авилона» от госзаказа благодаря контрактам на техобслуживание, по данным СПАРК, росла: в 2010 г. - 1,1 млрд руб., в 2011 г. - 4 млрд руб., в 2012 г. - 3,6 млрд руб.
«Авилон» с решением немецких партнеров не согласился и пошел в суды: в ноябре 2012 г. дилер потребовал признать недействительным отказ «Мерседес-Бенц рус» от исполнения договора, заключенного 1 января 2007 г., и дополнительного соглашения к нему. Договор был расторгнут без объяснения причин - пункт о такой возможности есть в допсоглашении. Но дилер посчитал, что «Мерседес-Бенц рус» злоупотребил своими правами, так как оснований для расторжения у него не было. В конце мая этого года суд стал на сторону дилера и обязал «Мерседес-Бенц» исключить из дилерского договора с «Авилоном» пункт о возможности расторгнуть договор без объяснения причин. В августе импортер подал апелляцию. Она должна была рассматриваться вчера, но вместо этого стороны подписали мировую.
Между дилером и импортером были «исключительно профессиональные разногласия и урегулирование вопросов никак не влияло на работу дилерского центра», утверждает Монахова из «Авилона». Так как дилерский контракт, заключенный в 2007 г., был бессрочным, «Авилон» остается дилером марки. Компанию полностью устраивает подписанное соглашение, оно «поспособствует внедрению новых стандартов в отношениях между импортерами и дилерами», надеется Монахова.
В августе 2011 г. ассоциация «Российские автодилеры» («Роад», объединяет большинство крупнейших дилеров) направила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) письмо с просьбой обратить внимание на дискриминационные положения в дилерских договорах - срок действия некоторых был ограничен годом, к тому же в них была прописана возможность одностороннего расторжения. В сентябре 2012 г. ФАС подготовила рекомендации для дистрибуторов и автопроизводителей, предложив среди прочего при расторжении дилерского соглашения инициативной стороне «детально мотивировать причины в письменном виде». В начале сентября ФАС согласовала проект Кодекса поведения автодистрибуторов на рынках новых автомобилей и запасных частей, который подготовила АЕБ. Внедрение кодекса снизит риск дилеров, «осуществляющих значительные инвестиции в инфраструктуру продаж и сервисного обслуживания», говорил тогда начальник управления контроля социальной сферы и торговли Тимофей Нижегородцев. Однако сроки вступления кодекса в силу не называются.
Представитель «Мерседес-Бенц рус» от комментариев отказался.