Большой рекламный брат

Российская iMarker научилась зарабатывать на чужом интернет-трафике. Она бесплатно ставит операторам систему анализа трафика, собирает данные о поведении пользователей и продает их рекламодателям
М.Стулов
М.Стулов / Ведомости

Основатель российской компании iMarker предприниматель Михаил Берлизев нашел еще один источник доходов для интернет-провайдеров. Он предлагает заработать на адресной интернет-рекламе с помощью систем контроля и управления трафиком DPI (Deep Packet Inspection). Эта система умеет отслеживать любой незашифрованный трафик пользователей - от электронной переписки и звонков до изображений и личных сообщений в соцсетях. С помощью DPI операторы могут вводить новые тарифные планы - например, делать бесплатным доступ к собственным сайтам или резко снижать скорость доступа в интернет пользователю после того, как тот использовал выделенный ему суточный лимит трафика. Поэтому первыми в России DPI начали внедрять сотовые операторы: «Мегафон» - в 2009 г., МТС - в 2010 г. и «Вымпелком» - в 2011 г. А в последний год системы DPI бросились закупать и устанавливать и операторы фиксированной связи: с 1 ноября 2012 г. вступил в силу закон, требующий блокировать сайты с вредоносной информацией для детей, а DPI позволяет точечно заблокировать доступ к отдельным веб-страницам.

DPI обходится операторам недешево: например, представитель МТС оценивал установку системы на своей фиксированной сети в $50 млн. iMarker предлагает серверы DPI операторам бесплатно - плюс возможность зарабатывать на них, рассказал «Ведомостям» Берлизев. DPI собирает данные о посещении пользователем различных сайтов - фактически это сведения о потребительских предпочтениях, которые можно продать. По словам Берлизева, рекламодатели готовы платить за то, чтобы показывать объявления адресно. Одно домохозяйство приносит iMarker $0,1 в месяц, часть этих денег получают операторы.

iMarker работает с января 2010 г., ее систему установили 11 операторов (в том числе в четырех филиалах «Ростелекома») и она собирает данные по 12% пользователей рунета, говорит Берлизев. По его словам, iMarker сейчас зарабатывает на рекламе около $100 000 в месяц, причем эта сумма удваивается каждые несколько месяцев.

Пока доходы новосибирского «Новотелекома» от этой системы небольшие, но в ближайшем будущем они должны вырасти, ожидает начальник отдела продаж рекламы оператора Ирина Стацуло. А столичный «Акадо телеком» со временем рассчитывает с помощью DPI сделать адресной даже рекламу в сети кабельного телевидения, рассказал «Ведомостям» Максим Чернов, директор оператора по маркетингу.

На сетях «Ростелекома» DPI от iMarker «в коммерческих целях не используется», говорит представитель оператора Андрей Поляков. Недавно «Ростелеком» объявил конкурс на установку DPI для мобильного трафика за 1,1 млрд руб., на Урале он тестирует систему в сети проводной связи. Но в некоторых филиалах «Ростелекома» тестировали и iMarker, знает старший аналитик Prostor Capital Станислав Косоруков. По его словам, данные DPI о пользователях более полные, чем у систем, которые ставят на сайты свои кнопки или покупают данные у сервиса Liveinternet.ru. Проблема в том, что пока у iMarker небольшой охват пользователей и среди них сложно проводить масштабную рекламную кампанию, предупреждает аналитик. А еще операторам будет непросто объявить пользователям, что сведения об их предпочтениях передаются рекламодателям. «Это системный риск для нас как для инвесторов [в такие проекты]», - говорит Косоруков. Впрочем, Чернов из «Акадо телекома» с этим не согласен: операторы передают рекламодателям не персональные данные и не список сайтов, которые посетил пользователь, а информацию о принадлежности этого пользователя к той или иной группе потребителей.