Палата без миллионов
Исход состоятельных людей из Совфеда почти завершен. Оставшиеся сенаторы с большими доходами и зарубежными домами говорят, что счета за границей закрылиВчера, подводя итоги весенней сессии, председатель Совфеда Валентина Матвиенко сказала, что почти все желающие вернуться из верхней палаты в бизнес, уже это сделали. Покинут палату еще лишь двое – они просто не пойдут на осенние выборы. А остальные состоятельные сенаторы, с которыми она переговорила, до 7 августа, как этого требует закон, закроют зарубежные счета и избавятся от иностранных ценных бумаг.
Имен Матвиенко не называла. По словам источника в аппарате палаты, говоря об уходящих сенаторах, она имела в виду Сергея Бажанова и экс-замминистра юстиции Александра Савенкова, представляющих заксобрания Калужской и Владимирской областей и не идущих на перевыборы. На место экс-президента Международного банка Санкт-Петербурга Бажанова претендует аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин, идущий в парламент по списку единороссов. Не планировал идти на выборы и бывший московский банкир Алексей Майоров (Альта-банк), который представляет заксобрание Калмыкии.
В этом году, когда был введен запрет на зарубежные активы, ушли из Совфеда сразу несколько крупных бизнесменов: Андрей Гурьев, Дмитрий Ананьев, Николай Ольшанский и Виталий Малкин. Тем не менее несколько состоятельных сенаторов, имеющих зарубежную недвижимость и доходы более 100 млн руб., останутся в Совете Федерации (см. врез).
Член Совфеда от Дагестана Сулейман Керимов (Forbes оценивает его состояние в $7,1 млрд) объявил, что нашел выход из ситуации: он передал все свое состояние в швейцарский благотворительный фонд Suleyman Kerimov Foundation, который станет единственным выгодополучателем структур, бенефициаром которых ранее являлся Керимов.
В списке Forbes в прошлом году значился и сенатор от Амурской области Павел Масловский (его состояние оценивалось в $450 млн). У него есть недвижимость в Италии и Швейцарии. Масловский выполнит требования закона к 7 августа, обещает его представитель.
Сенатор от Ханты-Мансийска Виктор Пичугов, задекларировавший 523,6 млн руб., тоже заявил о выполнении требований законодательства: ему пришлось закрывать все счета в иностранных банках, которые в том числе использовались для содержания зарубежной недвижимости (у него есть дом в Великобритании и квартира в Монако). Никакой проблемы с обслуживанием недвижимости нет: заключается специальный договор с управляющей компанией и на ее счет через российские банки делаются переводы, говорит помощник Пичугова Сергей Костылев.
Требования закона выполнены, «все счета закрыты», передала руководитель пресс-службы верхней палаты Наталья Фоменко слова Андрея Клишаса, экс- президента «Норникеля», а ныне председателя конституционного комитета.
Особых сложностей с обслуживанием такой недвижимости действительно нет – можно сделать перевод из любого российского банка, правда, нужно получить справку из налоговой о том, что эти средства задекларированы, говорит директор департамента элитной жилой недвижимости компании Chesterton Екатерина Тейн. С проблемами могут столкнуться те, кто покупал зарубежную недвижимость в ипотеку – ее выдача означает автоматическое открытие счета, а значит, если этот счет нужно закрыть, ипотеку необходимо погасить досрочно, добавляет она.