«Коррупция – это зло, которое может угнетать дух нации»
Вчера вступил в должность новый президент Индии, 76-летний Пранаб Мукерджи. Несмотря на солидный возраст, у бывшего министра финансов и иностранных дел есть реальные шансы стать самым сильным президентом страны за последние десятилетия и придать ускорение индийской экономикеУ Мукерджи феноменальная память, безошибочное политическое чутье и способность убеждать людей, уверяет ВВС. То, что во время кризиса 2008 г. индийскому парламенту не хватило нескольких голосов, чтобы вынести вотум недоверия правительству, – заслуга Мукерджи. Именно он сыграл главную роль в возвышении Сони Ганди, вдовы Раджива Ганди. В 1998 г. во многом благодаря его усилиям она решилась прийти в политику и возглавила «Индийский национальный конгресс», пишет ВВС. Тогда сторонники прежнего главы партии Ситарама Кесри восприняли поступок Мукерджи как предательство. Но на нынешних президентских выборах Мукерджи выиграл как выдвиженец этой правящей партии.
Эпизод. Самостоятельное плавание
Во время передела власти после смерти Индиры Ганди Мукерджи вытесняют из партии «Индийский национальный конгресс»: он не скрывает своих амбиций и претендует на пост премьер-министра. Оказавшись в опале, Мукерджи основывает в Западной Бенгалии свое движение «Национальный социалистический конгресс». Но особого успеха не добивается, в 1989 г. заключает мир и вливает свою партию в «Индийский национальный конгресс».
Судьба. Счастливое число
Цифра 13 ведет Мукерджи по жизни. 13 – это номер его дома, номер его кабинета в парламенте, дата свадьбы (13 июня), и, наконец, 13 июня партия выдвинула его кандидатуру на пост 13-го президента Индии.
Мукерджи родился 11 декабря 1935 г. в деревне Мирати в Западной Бенгалии. В школу ему приходилось ходить за 10 км, прямой дороги не было, и Мукерджи бегал по рисовым полям. «Отсюда во мне столько энергии», – смеялся он потом. Школа была без окон и дверей, под соломенной крышей, вспоминал одноклассник нового президента Махир Чаттопадхьяйи. Как-то стало известно, что в школу наведается с инспекцией высокопоставленный чиновник. Директор решил выбить у него денег на ремонт. Он кинул клич среди девяти- и десятиклассников, кто обратится к заезжей шишке с речью о бедственном положении школы. Среди старшеклассников смельчаков не нашлось, зато добровольцем вызвался семиклассник Мукерджи. Он говорил настолько пламенно и убедительно, что просто не оставил гостю выбора, кроме как выделить деньги. «Этот парень далеко пойдет», – сказал чиновник на прощание. Через два года инициативность Мукерджи вышла директору боком. Кто-то залез в класс и разгромил мебель. Директор обвинил нескольких одноклассников Мукерджи, вспоминает Чаттопадхьяйи, но Пранаб встал на их защиту и организовал бойкот школы учениками до тех пор, пока руководство не пошло на попятную.
В школе особенно хорошо Мукерджи давались экономика и политология. Неудивительно. «Я родом из политизированной семьи. Мой отец [Камада Кинкар Мукерджи] сражался за свободу [с британскими колонизаторами]. Он был лидером местной общины, членом «Индийского национального конгресса» [и законодательного совета Западной Бенгалии]. 10 лет он провел в британских тюрьмах. По вечерам в семейных разговорах обсуждалась только политика», – вспоминал он.
По окончании Калькуттского университета Мукерджи преподает политологию в колледже. «Преподавание стало для меня переходным периодом от студенческой жизни к работе. В те дни образовательная система Индии несколько отличалась от нынешней. В каждом классе было множество студентов. На занятия по политологии, которые я вел, приходило около 100 человек. Выступать перед ними и убеждать их в своей правоте было нелегким вызовом», – говорил Мукерджи.
В 1964 г. умирает первый премьер-министр независимой Индии Пандит Джавахарлал Неру, и в стране начинается первая после обретения независимости схватка за власть, которую выигрывает Лал Бахадур Шастри. Проходит вторая индо-пакистанская война. В 1966 г. страна снова лишается премьер-министра, и ее возглавляет Индира Ганди. В стране царит экономический кризис, не хватает еды. Политическая борьба обостряется, лидера законодательного совета Западной Бенгалии, которому симпатизировал Мукерджи, смещают с поста. Как и многие другие политики того времени, тот в ответ организует свое партийное движение «Конгресс Бангла», которое и решает поддержать словом и делом Мукерджи.
Мукерджи бросает преподавание и увлекается журналистикой, а потом пробует силы и как политик. В 1969 г. он помогает выиграть парламентские выборы кандидату «Конгресса Бангла». А вскоре и сам становится членом верхней палаты парламента, Раджья Сабха (кандидатов в нее назначают местные законодательные органы).
Эти события привлекают внимание Индиры Ганди, пишет индийская газета Mathrubhumi. Разглядев в молодом человеке талант, она уговаривает его стать членом «Индийского национального конгресса». А придя к власти в 1973 г., назначает его замминистра индустриального развития. Пока в 1977 г. Ганди не покидает пост премьера, Мукерджи занимает в ее правительстве ряд должностей, включая пост замминистра по вопросам госдоходов и банковского дела. В 1980–1984 гг. Индира Ганди снова правит страной, а Мукерджи сначала становится министром по вопросам торговли и сталелитейной промышленности, а в 1982–1984 гг. возглавляет министерство финансов (после убийства Ганди – в правительстве ее сына Раджива). Журнал Euromoney в 1984 г. называет его лучшим министром финансов мира. И India Today рассказывает, что, когда Индира Ганди не могла сама проводить заседания кабинета министров, она поручала делать это Мукерджи. Он начинает либерализацию индийской экономики, бурно расцветшей в 1980-е гг. Его фискальной политике завидует министр финансов США Дональд Риган, а интеллектом восхищается Ли Куан Ю, пишет газета. Он договаривается о кредите МВФ – это уже триумф. А потом становится виновником еще большего триумфа, возвратив третий транш неиспользованным, мол, Индия уже сама справляется со своими проблемами, заключает издание.
Попутно с работой в правительстве Мукерджи продолжает карьеру парламентария. После победы 1973 г. он переизбирается в верхнюю палату на новый шестилетний срок в 1975, 1981, 1993, 1999 и 2004 гг. А вот сотрудничество с нижней палатой, Лок Сабха, не задалось. В 1977 г. он участвует в выборах, но проигрывает. В 1980 г. он идет на выборы в родном округе Бирбхум, будучи уверен, что одержит верх. Индира Ганди, тогда возглавлявшая оппозицию в парламенте, удивлена этим решением. Она замечает, что в победу не верит даже его собственная жена, а в этом округе их партия никогда не побеждала. «Побеждала, – возражает Мукерджи. – В 1952 г., когда округ возглавлял мой отец». Увы, Мукерджи проигрывает и не участвует с тех пор в выборах в нижнюю палату до 2004 г.
Тогда его уламывают выставить свою кандидатуру всей партией («Индийским национальным конгрессом») и в конце концов убеждают. С 2004 по 2012 г. Мукерджи работает лидером нижней палаты парламента Индии. «В конце концов Джавахарлал Неру [первый премьер-министр Индии, наряду с Ганди пример для подражания у поколения Мукерджи] ясно дал понять, что член Раджья Сабха может быть министром, но при первой возможности он должен заручиться поддержкой народа на прямых выборах [в Лок Сабха, так как депутаты Раджья Сабха назначаются местными законодательными органами]. Я уверен, что политики должны участвовать в этих выборах», – говорит Мукерджи.
Это не помешало ему без всяких выборов в 1993–1995 гг. работать министром торговли, а в 1995–1998 гг. – министром иностранных дел в кабинете премьера Нарасимхы Рао и совмещать этот пост с должностью зампредседателя комиссии по планированию (разрабатывает экономические планы для правительства).
В следующий раз он возвращается на работу в правительство в 2004 г., когда новый премьер Индии Манмохан Сингх назначает Мукерджи министром обороны. В 2006 г. тот становится министром иностранных дел, а в 2009 г. снова назначен министром финансов. В 2010 г. его снова называют лучшим на этом посту – лучшим главой минфина в Азии (газета Emerging Markets) и всего мира (журнал The Banker).
В июле 2012 г. Мукерджи покинул правительство, чтобы участвовать в президентской гонке. Голосование прошло 19 июля, а вчера тринадцатый президент Индии принес присягу. Реальная власть в Индии – у премьер-министра, президент скорее исполняет церемониальные функции и является верховным главнокомандующим. Но Мукерджи роль номинального руководителя явно не подходит. Вчера в инаугурационной речи Мукерджи особо остановился на теме коррупции: «Должностное бремя нередко порождает бремя иллюзий. Новости не всегда радуют. Коррупция – это зло, которое может угнетать дух нации и иссушать прогресс. Мы не можем позволить нашему прогрессу стать заложником алчности единиц».
«В экономике новый президент Индии скорее осторожный либерал. А во внешней политике – прагматик», – считает Петр Топычканов, член научного совета Центра Карнеги. И добавляет, что индийский внешнеполитический прагматизм – это не всегда хорошо: «Индийцы привыкли к тому, что они хотят получить от России контракт на сотрудничество в ядерной энергетике, – и получают его, хотят получить американское вооружение – и получают... Но никаких ответных обязательств с их стороны это впоследствии не влечет». Мукерджи – лидер как раз такого типа, сформировавшегося в 1990-х, так что перемен во внешней политике – многовекторной, в которой Россия лишь один из множества векторов, – ожидать не стоит, уверен Топычканов: «Это все еще прежнее поколение власти, а не Индия XXI в. И это, кстати, проблема для Индии: отсутствие новых лиц, семейственность. Прежние лидеры, даже весьма почтенного возраста, стремятся сохранить власть любым путем, как и их дети. Сын Мукерджи, к примеру, уже претендует на избрание в верхнюю палату парламента на место своего отца».
Мукерджи все же может совершить настоящий прорыв во внутренней политике, считает эксперт: «С 2004 г. власть в Индии принадлежит коалиционному правительству во главе с Манмоханом Сингхом. Его эпоху называют эпохой разочарований и даже сравнивают в этом смысле с Бараком Обамой: в рамках коалиции премьер не может добиться никаких значимых результатов для страны – оппозиция не поддерживает либерализацию трудового и земельного законодательства из популистских соображений, тоже традиционных для индийской политики. Но без этих реформ индийская промышленность не сможет сохранять высоких темпов роста, корпоративный сектор не сможет развиваться. До сих пор локомотивом роста были информационные технологии, а в этом секторе экономики, как говорят специалисты, возможности для ускоренного развития уже исчерпаны».
Топычканов приводит такой пример: Россия недавно договорилась с Индией о строительстве АЭС в штате Западная Бенгалия, но законодательство позволяет властям штата не выделять земельный участок под этот проект, пусть он даже стратегически важен для всех соседних штатов. Так вот в отличие от своей предшественницы Пратибхи Патил Мукерджи – сильная фигура, он может встать над схваткой и провести решения, важные для всей страны. «Конечно, коалиционность размывает политические убеждения и нынешних индийских лидеров сложно развести по разным сторонам политического спектра. Мукерджи, как и все они, придерживается социальной ориентации, индийского национализма с его антиколониальной риторикой. Но он – сильная личность и может стать действительно сильным президентом для Индии, чего в ее истории давно не было», – полагает Топычканов.
За победу Мукерджи экономике страны придется заплатить – незадолго до выборов двум штатам, Уттар-Прадешу и Бихару, лидирующим по количеству выборщиков, была обещана материальная помощь в $12 млрд. Однако его победа может привести к позитивным изменениям в экономике. В кабинете министров могут появиться новые люди со свежими идеями. В противовес Пратибхе Патил новый президент – человек энергичный, он жаден до власти, находясь четыре десятилетия на вершине индийской политики, он распространил свое влияние подобно осьминогу не только в Дели, но и за пределами столицы, поэтому в жизни страны будет играть более заметную роль и за ним может оказаться решающее слово после парламентских выборов 2014 г., пишет The Economist Intelligence Unit. Наиболее вероятным исходом этих выборов, считает издание, будет отсутствие решающего большинства у какой бы то ни было партии, поэтому именно президент будет выбирать, какой из партий дать мандат на формирование правительства. Однако ждать, что обновленное правительство сможет сделать много, не приходится, отмечает The Economist, партия Сони Ганди привыкла опираться на сельский электорат (почти две трети всего населения), поэтому практика раздачи завышенных социальных обещаний будет продолжена.
Не лучшие времена
Последние три года, что Мукерджи возглавлял министерство финансов, экономическое положение страны ухудшалось. Однако винить в этом только министра финансов нельзя, утверждает The Economist Intelligence Unit: ключевую роль в управлении страной играет премьер Манмохан Сингх, да и ситуация в мировой экономике не способствует рекордам. В 2008/09 финансовом году (кончается в марте) ВВП Индии вырос на 6,7%, в 2009/10 и 2010/11 гг. – на 8,4%, в 2011/12 г. – всего на 6,5%, пишет The Daily Mail. Падает курс рупии – с 48,55 в мае 2009 г. до нынешних 57 за доллар. Сбережения домохозяйств упали с 36,8% ВВП в 2007–2008 гг. до 32,3%, как в 2004–2005 гг. Индекс потребительских цен в апреле – мае достиг 10,1%, а в I квартале был 7,2%, безработица колеблется на уровне 6%, пишет Morgan Stanley. 100 крупнейших по капитализации компаний страны вместо инвестиций скопили на своих счетах 104 млрд рупий.